Демокрит развивал философское направление которое называется. Демокрит - биография и философское учение. Обучение и путешествия

ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора . После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой , и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.

Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.

Мария Солопова

Демокрит по праву считается одним из величайших философов античности. Вместе с Левкиппом, создавший и развивший теорию атомизма, он вошёл в историю как родоначальник современного материализма. Его теория ближе всего к современной научной мысли, чем идеи любого из античных философов.

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды

1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

«Когда нож режет яблоко, он разрезает не атомы, а пустоту между ними. если бы в яблоке не было этой пустоты, его невозможно было бы разрезать»

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

  • Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
  • Величина (Ш и ш)
  • Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)

Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

  • Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
  • С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Подобный взгляд нашёл отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, которые в своей терапии стремятся пробудить в человеке его собственное «Я», сделав его жизнь максимально осознанной и независимой.

Центральное понятие его этической доктрины – эвтюмия, которое можно перевести как «благодушие». Под благодушием Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и ведение размеренной жизни.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

«Враг не тот, кто наносит оскорбления, а тот, кто делает это намеренно»

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна с иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит безусловно одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Все последующие греческие философы слишком много времени уделяли исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, превозносящий свой «мир идей» над реальным миром, и Аристотель, ставившей веру в цель, как основное понятие науки.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Биография

Демокрит Абдерский - древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа , был знаком с Анаксагором.

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

Философия Демокрита

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим. Демокрит, по словам Сенеки, «самый тонкий из всех древних мыслителей».

Атомистический материализм

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена ,

«[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов [существуя лишь] для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении» [у него] значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», не по природе самих вещей; природу же самих вещей он в свою очередь обозначает [выражением] «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого [этого] учения должен быть таков. [Лишь] у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту - «ничто».

Принцип изономии

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель в «Физике» пишет:

… никто [из признающих существование пустоты, то есть атомистов] не сможет сказать, почему [тело], приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное. По существу, это четкая констатация принципа инерции - основы всей современной физики. Галилей, которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит - сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других - солнце и луна большие, чем у нас, в третьих - их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом - идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги. Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Этика

Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Вклад в другие науки

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

Сочинения и доксография

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст , Цицерон, Платон , Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

Древнегреческий философ, основоположник атомизма. Согласно этому учению, все

происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и

величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном

движении и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и

приходят к гибели. Высшее благо может быть достигнуто благодаря обузданию своих

желаний и умеренному образу жизни. Демокрита называли "смеющимся философом".

О жизни Демокрита свидетельств не больше, чем о его предшественниках. Родина его

Абдеры на Фракийском побережье. Этот город слыл среди древних греков столицей

царства Глупости. Это дало повод Цицерону отпустить шутку, что сказанное

Демокритом о богах более достойно его родины, нежели его самого

Жителей Абдер обвиняли и в том, что они ради своей пользы могут поступать

беспринципно по отношению к иным полисам. Когда персидский царь Ксеркс,

вторгшийся в Грецию, с большим позором отступал, произошел такой эпизод: на

обратном пути в Персию завоеватель остановился в Абдерах, где дружелюбно был

принят жителями И среди тех, кто особенно приветливо встречал Ксеркса, был отец

Демокрита Демосид. Ксеркс некоторое время погостил в Абдерах, воспользовавшись и

гостеприимством отца Демокрита. По преданию, уезжая из Абдер, Ксеркс решил

отблагодарить особенно гостеприимных хозяев В частности, в доме отца Демокрита

персидский царь оставил кого-то из своих магов и халдеев, хранителей восточной

мудрости. Они занимались математикой, астрономией, владели многими другими

знаниями. Эти магч и халдеи как будто и были первыми учителями детей Демосида,

включая Демокрита Правда, потом Демокрит и сам посетил Древний Восток, он

объездил полмира, чтобы накопить опыт, знания и наблюдения. Но если верна

легенда, то знакомство Демокрита с восточной мудростью и философией началось с

детских лет благодаря первым учителям.

Диоген Лаэртский связывал с "персидским воспитанием" Демокрита его "теорию

идолов". Некоторые историки даже утверждают, что сама идея атомизма была

подсказана или рассказана Демокриту персидскими учителями И для такого

предположения есть основания, потому что эта идея, вероятно, еще в VII веке до н

э. вызревала в Финикии Но вряд ли из персидской мудрости Демокрит мог в чистом

виде заимствовать идею атомов Хотя не исключено, что воззрения восточных

мудрецов повлияли на него ассоциативно, подтолкнув к соответствующим

размышлениям.

С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит

изучал эллинскую философию. Если его естественнонаучные

воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в

списке его "моральных" сочинений носит заглавие "Пифагор" Однако решающее

влияние на формирование взглядов Демокрита оказал прибывший из Милета в Абдеры

философ Левкипп. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше

развил атомистическую систему.

воспринял идею Бытия. Но, в отличие от них, он настаивал на том, что Небытие

существует наравне с Бытием. За признание существования Небытия Эпикур в шутку

прозвал его "несуществующим философом".

С легкой руки Эпикура впоследствии распространилось мнение, что философа

Левкиппа в действительности не существовало. Ситуация осложнялась еще и тем, что

позиции Левкиппа и Демокрита в древности не различались и излагались по принципу

"Левкипп и Демокрит учили, что...". Наибольшей остроты так называемая

"Левкиппова проблема" достигла тогда, когда было пошли разговоры о том, что

"Левкипп" - псевдоним юного Демокрита. Хотя личность Левкиппа полулегендарна,

среди историков философии утвердилось мнение, что такой философ должен был

существовать реально. Он переселился из Милета в Элею, а потом в Абдеры, где с

ним и встретился Демокрит. Левкипп и был, как полагают, греческим учителем

Демокрита. Идея атомизма родилась в его уме; он передал ее Демокриту, который

сам уже был готов философски осмыслить эту идею.

Итак, благодаря Левкиппу - а быть может, не только ему, - Демокрит познакомился

с философией милетской школы и элеатов. Предполагают, что он был слушателем еще

одного видного греческого философа - Анаксагора. Свидетельства подтверждают и

то, что Демокрит был хорошо знаком с философией софистов, даже вел полемику с ее

создателями.

Когда умер отец, Демокрит, по мнению некоторых своих практичных сограждан,

совершил неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства, оставленного

ему и его братьям, он выбрал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда,

по тем временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие сограждане,

можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги не случайно: он намеревался

отправиться в путешествие. Восемь лет Демокрит странствовал: его интересовали не

только другие земли, города и народы, но и знания, которые он мог там получить.

Иными словами, Демокрит довольно рано определил себя как личность, выбрав путь

"человека знания", мудреца, философа.

Возвратясь из путешествия, он не привез ни товаров, ни денег (по понятиям

жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал более бедным, чем был

раньше). Тогда-то против него и было возбуждено судебное дело о растрате

наследства.

Его судили в конце 440-х годов до н. э. Растрата наследства законом абдер-ского

полиса рассматривалась как тяжелое преступление. Гражданский обвинитель с

возмущением излагал события, приведшие молодого человека к противозаконным

действиям. Он говорил о том, что богатый Дамасипп, умирая, оставил свое огромное

наследство трем сыновьям - Дамасу, Геродоту и Демокриту в надежде, что они

умножат его состояние. Демокрит же не пожелал иметь ни земли, ни скота, ни

рабов; он выбрал меньшую долю, состоящую в

деньгах. Но даже эта часть составляла громадную сумму - 100 талантов. Однако

неблагодарный сын не использовал их ни на торговые операции, ни даже на покупку

ценных товаров! Он отправился в далекие путешествия и восемь лет скитался по

разным странам. Он растратил на свои странствования все состояние, вернулся

нищим и живет теперь за счет своего достойного брата Дамаса. Разве может такой

человек оставаться безнаказанным? Законы Абдер гласят: гражданин, растративший

отцовское наследство, не может быть погребен на родине. А следовательно,

требовал обвинитель, надо изгнать Демокрита как преступника, нарушившего закон

Как всегда, в греческом суде в свою защиту выступал сам обвиняемый. Он заявил,

что деньги ему были нужны для путешествий, но это были не пустые скитания. Он

ездил учиться, познать мудрость других народов, их жизнь, нравы, обычаи,

познакомиться с их наукой, померяться силой своих знаний с мудрецами других

стран. "Я объездил больше земли, - говорил Демокрит, - чем кто-либо из

современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; я видел больше, чем все

другие, мужей и земель и беседовал с большим числом ученых людей. И никто не

обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождавшемся доказательством,

даже так называемые гарпедо-напты у египтян". И Демокрит напомнил своим

согражданам, как он прилежно учился еще на родине, как на их же глазах постигал

эллинскую мудрость у замечательного философа, милетянина Левкиппа. А затем он

зачитал в суде большую часть своего произведения, развивавшего учение Левкиппа о

строении вещей и о Вселенной - "Большой мирострой".

Тогда абдеритяне поняли, что перед ними настоящий мудрец. И они не только сняли

с него обвинение, но и оценили его произведение на сумму даже намного большую,

чем все потраченное наследство. Еще его почтили медными статуями, а в дальнейшем

за его деятельность, за полезные советы городу дали ему почетное прозвище

Мудрость. Неизвестно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась в

опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил еще прозвище

Патриот. Демокрит был похоронен в родном городе и на государственный счет.

Мы не знаем, насколько достоверна легенда. Но речь Демокрита звучит как отчет и

гордая защита. Об уважении же к нему сограждан за активное участие в делах

города, о его архонтстве свидетельствует одно вещественное доказательство:

серебряная абдерская монета с гербом этого государства и надписью: "При

Демокрите".

Демокрит с уважением относился к физическому труду. Он считал вполне допустимым,

что бедняк или бывший раб может стать выдающимся философом, и активно этому

содействовал. Однажды Демокрит, увидев усердно трудившегося юношу, сказал: "Ты

готовишь прекраснейшую приправу к старости". А византийский лексикограф Суда (X

век) оставил нам следующую запись под словом "Диагор": "Видя, что у него хорошие

способности, абдерит Демокрит выкупил его из рабства за десять тысяч драхм и

сделал своим учеником..."

Мы не имеем точных данных о том, когда именно Демокрит посетил Афины. Вероятно,

это было либо накануне, либо в начале Пелопоннесской войны. Согласно некоторым

источникам, он пробыл в Афинах довольно долго.

Все рассказы об этом путешествии Демокрита свидетельствуют о его скромности и

стремлении учиться у других, "используя каждую минуту для того, чтобы научиться

мудрости и упражняться в ней". Знаменитый римский оратор, политик и философ

Цицерон писал: "Демокрит сказал: "Я прибыл в Афины, и никто меня здесь не

узнал". Вот твердый и уверенный в себе человек, который гордится тем, что чужд

стремлению к славе!"

Возможно, Демокрит "знал и Сократа, но Сократ не знал его". Но если Сократ и не

знал Демокрита лично, то вполне возможно, что он был знаком с его идеями или

сочинениями, которые были популярны в Афинах. Именно в это время, около 420 года

до н. э., был написан "Малый мирострой", одно из главных произведений Демокрита,

в котором он рассуждал о человеческом обществе, в частности о возникновении

государства И в платоновском "Государстве", когда Сократ беседует с Адимантом о

возникновении государства, он в действительности передает учение Демокрита о

нужде как движущей силе развития общества. Много общего можно заметить и в этике

Демокрита и Сократа.

Современники считали Демокрита весьма осведомленным также в учении Пифагора и

пифагорейцев. Одним словом, вряд ли было что-то существенное в античной

философской мысли, чем бы специально ни занимался, что бы ни изучал, над чем бы

ни раздумывал Демокрит и что так или иначе не повлияло бы на возникновение его

концепции.

Существует легенда, что Демокрит неоднократно привлекался к суду, и сограждане

весьма подозрительно относились к его образу жизни. Не очень ясно, во время

первого процесса или несколько позже некоторые влиятельные жители Абдер настояли

на приглашении Гиппократа для освидетельствования философа, который вел себя

очень странно. Дело в том, что Демокрит, не имея своего дома, жил при храме: в

Греции мудрецы, философы, не имевшие никакого отношения к религиозной

деятельности, подобно Гераклиту, нередко селились при храмах. Странным казалось

другое: Демокрит был настолько погружен в свои занятия, что иногда совершенно

забывал о людях, обдумывая какие-то идеи, вдруг разражался смехом. Как бы то ни

было, Гиппократ, приехав в Абдеры, имел продолжительную беседу с Демокритом.

Гиппократ, понаблюдав за Демокритом, сразу понял, что перед ним не безумец, а

человек, углубленный в научное исследование Беседа с ним подтвердила его

предположение И все же, когда Демокрит посмеялся и над ним, и над его заботами,

он стал укорять его: "Или ты думаешь, что не безумно смеяться над мертвым, над

болезнью, над сумасшествием... и над любым еще худшим случаем? Или, наоборот,

над браками, над празднествами... над мистериями, над властями, над почестями

или над всем прочим добром9.. Для тебя нет различия между добром и злом!"

Демокрит ответил на это: "Ты думаешь, что имеются две причины моего смеха: добро

и зло; но на самом деле причиной моего смеха является только один предмет,

именно человек, полный безрассудства, не совершающий правых дел, глупый во всех

своих замыслах, страдающий без всякой пользы от безмерных трудов, человек,

влекомый своими ненасытными желаниями..."

Гиппократ поблагодарил абдеритов за приглашение, ибо он "увидел муд-

рейшего Демокрита, который единственно способен делать людей мудрыми" Вскоре

Демокрит прислал Гиппократу свой труд о безумии, объяснил его нарушением функций

мозга, куда поступает избыток желчи или слизи, и описал симптомы этой болезни.

В ответ Гиппократ прислал ему письмо и трактат о лечении безумия элле-бором.

Демокрит же написал ему письмо "О природе человека", где высказал мнение, что

"философское исследование есть сестра врачебной науки", и изложил анатомию и

физиологию человека.

Посвятив себя всецело познанию мира, Демокрит провел молодые годы в

путешествиях, ища мудрости в Персии, Вавилоне, Египте (на что ушли все

оставленные ему отцом деньги), а вторую половину своей долгой жизни - в занятиях

науками, за писанием сочинений в своем маленьком садике в Абде-рах.

В отличие от Гераклита, которого называли "плачущим философом", Демокрит

известен как "смеющийся философ". По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван

несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Сам Демокрит считал

наиболее серьезным делом занятие науками. Известно его высказывание о том, что

одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом.

Гефесец, согласно ряду источников, прожил больше ста лет, не прекращая научных

занятий. О старости и смерти Демокрита сложены легенды.

В конце жизни Демокрит потерял зрение. Об этом ходили разные слухи. Многие

говорили, что Демокрит сам преднамеренно лишил себя зрения, даже описывали,

каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном зеркале (щите) луч солнца и,

направив его на свои глаза, выжег их. Сделал же он это якобы для того, чтобы

свет, чувственно воспринимаемый глазом, не затмил остроты его ума.

Это, конечно, вымысел. Этот способ ослепления - фантастический. Плутарх назвал

эту историю ложью Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита о ясном и

темном познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах. Однако

немудрено потерять зрение в 90 или больше лет, тем более что теория цвета

Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии его глаз. "Эмпирическому

естествоиспытателю", пользовавшемуся опытом и наблюдением, зрение было

необходимо. Но, ослепнув, Демокрит считал, что теперь он сможет полностью

углубиться в исследование умопостигаемой истины, глубоко сокрытой и часто

противоречащей чувственному восприятию.

Цицерон говорил, что "Демокрит сам себя лишил зрения, так как считал, что

раздумья и размышления разума при созерцании и осмысливании природы будут более

оживленными, когда освободятся от развлечений зрения и препятствий глаз".

"Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать белое от черного, но хорошее и

дурное, справедливое и несправедливое, благородное и позорное, полезное и

вредное, великое и малое различать он мог, не умея различать цвета, он мог жить

счастливо, а без правильной оценки вещей он не мог".

Самая удивительная версия высказана Тертуллианом: "Демокрит ослепил себя, так

как не мог смотреть на женщин без вожделения.. " Это в глубокой старости!

Гефесец, занятый наукой, вообще не обращал внимания на жен-

щин Он даже считал, что настоящему философу и мудрецу лучше не иметь своих

детей, за что подвергался критике Но он не проповедовал аскетизма, и среди

предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии

Существует легенда о том, как он отдалил время своей кончины, вдыхая запах

теплых булок Чтобы не умереть в праздник, он делал это в течение трех дней, а

затем умер спокойно 107 лет от роду, как об этом сообщает Гиппарх

За свою долгую жизнь он написал более 70 работ по самым различным областям

знаний - физике, математике, риторике, медицине, философии А в его книге "О

земледелии" содержится ряд практических советов по сельскому хозяйству, и, в

частности, о том, что виноградники должны быть обращены на север

В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота "Атомос"

переводится с греческого как "неделимое" Атомы Демокрит считал мельчайшими,

неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь

формой, величиной и положением Атомы численно бесконечны Сталкиваясь и сцепляясь

между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной

жизни Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств,

тогда как атомы постигаются разумом

Однако Демокрит не объясняет, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом и

в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами

Духовные явления философ также пытался объяснить, исходя из единой

атомистической основы мироздания Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов,

причем из наиболее "подвижных", шарообразных, из которых, кстати, состоит и

Демокрит совершенно открыто бросил вызов предрассудкам, которые, будучи

наследием прошлого, должны быть отвергнуты в пользу способности человека к

логическим рассуждениям Предрассудки - это вера в приметы, мистические силы, а

также в чудеса как беспричинные явления А рассудок, согласно Демокриту,

объясняет различные явления только естественными причинами И такой способ

мышления, считал Аристотель, - серьезное достижение философа из Абдер

Демокрит принял горячее участие в споре о ценностях, о достоинстве человека - о

том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить Он

четко различал, разделял, даже противопоставлял так называемые телесные блага и

удовольствия - и душевное благо, которое считал божественным "Не телесные силы и

не деныи делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость", -

юворил Демокрит "Телесная красота человека, - согласно Демокриту, - есть нечто

скотоподобное, если под ней не скрывается ум"

Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, и его невозмутимости,

гармонии, симметрии, в неустрашимости души Все эти качества и устремления души

объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе

По своим политическим взглядам Демокрит был ярым защитником греческой

демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую

форму правления Он писал "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее

так называемого благополучия граждан при царях, насколько сво бода лучше

Демокриту принадлежат меткие высказывания на тему глупости и невежества "Глупцам

лучше повиноваться, чем повелевать", "Ни искусство ни муд рость не могут быть

достигнуты, если им не учиться", "Чем менее достойны дурные граждане получаемых

ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются

глупости и наглости", "Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым

случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

Случайные статьи

Вверх