Э гуссерль является создателем. Феноменология эдмунда гуссерля. Основополагающие способы данности

Эдмунд Гуссерль (Husserl) (8 апреля 1859, Просниц, Австро-Венгерская империя, ныне Простеев, Чехия - 27 апреля 1938, Фрайбург-им-Брайсгау, Германия), немецкий философ, основатель феноменологии.

Биография . Родился в еврейской семье, впоследствии принял протестантизм. Посещал общественную начальную школу в родном городке, а затем немецкую гимназию в Оломоуце. В 1876-1878 годах изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском университете, затем в Берлине - математику под руководством Карла Вейерштрасса, и в Вене в 1881-1882 годах, где он защитил диссертацию (Promotion) "К теории вариационного исчисления". Большую роль в философской судьбе Гуссерля сыграл Томаш Масарик (позднее - первый президент Чехословакии), под влиянием которого Гуссерль стал посещать лекции Брентано в Вене (1884-1886), что определило его поворот от математики к философии. Под руководством ученика Брентано К. Штумпфа Гуссерль подготовил и защитил диссертацию (Habilitation) "О понятии числа. Психологический анализ". Круг учений, влияние которых испытал Гуссерль в разное время, весьма широк: Декарт , Локк, Лейбниц , Юм, Кант , Гербарт, Больцано, Дильтей, Наторп и др.

Преподавал в университетах Галле (1887-1901), Геттингена (1901-1916) и Фрайбурга (1916-1928). С приходом к власти национал-социалистов Гуссерль оказался в определенной изоляции, был отстранен от преподавания. После смерти Гуссерля его архив, насчитывающий 40000 страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео ван Бреда, который стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лувене (Левене).

"Логические исследования". Первая крупная работа Гуссерля - "Философия арифметики" (1891), в которой была сделана попытка (в период полемики с психологистами критически оцененная самим Гуссерлем) психологического обоснования основных математических понятий. На рубеже веков основной интерес Гуссерля сосредоточился на проблеме "чистой логики", в результате чего появилась его первая собственно феноменологическая работа - "Логические исследования" ("Logische Untersuchungen". I-II Bde. 1900-1901; рус. пер.: "Логические исследования. Пролегомены к чистой логике". ч. 1. СПб., 1909; "Логические исследования". Т. II. Ч. 1. "Исследования по феноменологии и теории познания". М., 2000), которая положила начало феноменологии как философского направления. Центральная тема первого тома - наука как теория, различие теоретических и эмпирических наук. По Гуссерлю, в основе объективности научного знания лежит логическая связь идей, образующая единство истин науки как единство значений. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Во втором томе Гуссерль ставит перед собой задачу связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания, т. е. с описанием всеобщих структур сознания, которые лежат в основе постижения реальных и идеальных предметов, выявить структуру психического акта как такового и определить специфику актов познания. Феноменология, по Гуссерлю, не теория, она беспредпосылочна и следует логике проясняемых понятий. В ее сфере существование внешнего мира - метафизический вопрос, а направление исследований - "противоположно естественному": оно нацелено не на предметы, которые в наивной установке полагаются существующими, а на акты в их смысловом содержании (значении), которое - поскольку познание реализуется в высказываниях - необходимо извлечь из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется от материально-вещественного бытия знака, от образа представления или фантазии и, главное, от предмета: необходимо различать то, о чем говорится, и то, что говорится. При описании сознания как акта основным является различие интенции значения и осуществления (наполнения) значения (если предмет дан в созерцании). Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. Гуссерль подвергает критике как учения, гипостазирующие общее (платонизм), так и эмпирические теории абстракций (Локк, Беркли, Юм), показывая, что акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция общего радикально отличается от интенции индивидуального. Соответственно различию значения и предмета выделяются две ветви "чистой логики": теория предметов - учение о части и целом как о самостоятельных и несамостоятельных предметах и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях - "чистая грамматика". Проблема интенциональности сознания - кульминация этой работы Гуссерля. В направленности сознания на предмет, в акте придания смысла дескриптивный анализ выделяет реальное и интенциональное содержание сознания. В первом выделяются интенциональные и неинтенциональные переживания, во втором - предмет (просто предмет и определенным образом интендированный предмет), качество акта (суждение, вопрос, желание и т. д.), материя (предметная отнесенность акта), его сущность (единство качества и материи) и полнота. Любой вид акта содержит в своей основе представление как объективирующий акт, который не зависит от того, реален ли его предмет или является вымышленным. В заключительном, VI исследовании, которое, начиная со второго издания, выделяется в качестве 2-й части II тома, рассматривается понятие познания как осуществление значения с определенной степенью полноты. Основная проблема - различие способов данности реального и идеального предметов. Истина описывается как полное тождество и совпадение значения, помысленного или зафиксированного в знаковой форме, и значения, осуществленного в созерцании. Очевидность в этом контексте оказывается переживанием такого совпадения. Соответственно, выделяются акты познания - сигнификация, созерцание (для реального предмета - восприятие, для идеального - категориальное созерцание, смотрение общего) и адеквация. В "Логических исследованиях" еще не делается попытки представить феноменологию как "первую философию", вместе с тем проведенный в книге анализ сознания и познания оказал большое влияние на последующую эволюцию феноменологии.

К проблеме времени, которая стала для феноменологии одной из основных, Гуссерль обратился в лекциях 1904/1905 годов (опубликованы только в 1928 году Хайдеггером и Э. Штайн), в которых рассматривается иерархия внутреннего сознания времени и в качестве ее основы - самоконститутивный поток сознания как абсолютная субъективность.

"Философия как строгая наука" . Переворот в философии, который Гуссерль провозглашает в своей программной статье "Философия как строгая наука" ("Philosophie аls strenge Wissenschaft" // Logos. Bd. I. 1910-1911; в рус, пер. Логос. Кн. 1. 1911), связан прежде всего с поворотом к непсихологически понятой субъективности и с критикой натурализма, для которого, по Гуссерлю, все существующее или просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно или функционально зависимого от нее психического. В "натурализировании" разума Гуссерль увидел опасность не только для теории познания, но и для человеческой культуры в целом, ибо натурализм стремится сделать относительными как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. Релятивизму натурализма он противопоставляет методологию строгой науки о сознании, в основе которой лежит нетеоретическое требование направлять рефлексию на смыслообразующий поток сознания и дескриптивно выявлять смысловую данность переживания внутри конкретного потока-горизонта смыслов (значений). "Строгость" в учении о сознании подразумевает, во-первых, отказ от высказываний, в которых "просто", т. е. без рефлексии, нечто утверждается о существовании предметов в их пространственно-временных и причинных связях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативных связей переживаний. Ни предметы, ни психологические состояния не перестают существовать оттого, что при повороте к феноменологической установке причинность и функционализм лишаются статуса единственного метода изучения сознания. Гуссерль вводит особые термины для обозначения процедур феноменологического метода, благодаря которым совершается переход от естественной установки к феноменологической: эпохе и феноменологическая редукция есть выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира и просмотр сквозь нее всех многообразных отношений человека и мира. В "естественной установке" наивная вера в существование предметов есть лишь фон для опознавательно-целевых ориентаций. Для "наивного" человека (выражение Гуссерля) тип связи между предметами сливается с типом связи между предметами и сознанием. Феноменологическая установка отстраняется от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира. Лозунг "К самим вещам!" - это требование удерживать внимание на смысловой направленности сознания к предметам, в которой предметы раскрывают свой смысл без отсылки к природным или рукотворным связям с другими предметами. В этой процедуре нет ничего сверхъестественного: достаточно, например, направить внимание на дом как на архитектурное сооружение, несущее определенный культурно-исторический или социальный смысл, "заключив в скобки" дом как препятствие (или цель) и дом как результат деятельности строителей.

Трансцендентальная редукция . Другое направление феноменологической редукции (трансцендентальная редукция) - отказ от объективистского понимания психического: эмпирическое Я как "вещеобразный предмет" редуцируется к феноменологическому содержанию переживаний в единстве потока переживаний; при этом рефлексия - не наблюдение за сознанием "со стороны", но "оживление" сознания, превращение смыслообразующего потока из возможности в действительность. Смысловая связь реализуется в потоке феноменов, которые не содержат в себе различия между бытием и явлением: явление психического и есть бытие. Предмет (вещь) является, однако само явление предмета не является, но переживается. Постижение смысловых связей Гуссерль называет "созерцанием сущностей", причем сфера анализа сознания - изучение смысловых оттенков восприятия, памяти, фантазии, сомнения, актов воли и т. д. - сравнима по объему с естествознанием.

Интерсубъективность . Попытка систематизации феноменологии в "Идеях I" ("Ideen zu einer reinen Phenomenologie und phenomenologischen Philosophie. Erstes Buch", 1913) выдвинула на первый план понятие чистого сознания с его ноэтико-ноэматическими структурами и понятие чистого Я, необходимость которого оспаривалась в "Логических исследованиях". Последователи-критики (Хайдеггер, Сартр и др.) увидели в этом "гносеологизацию" феноменологии и превращение ее в идеалистическую систему. В то же время эта терминология, а также структура cogito-cogitatio-cogitatum оказалась необходимой для расширения сферы феноменологических исследований и постановки проблемы интерсубъективности в 1920-е годы. Интерсубъективность, т. е. взаимосоотнесенность субъектов, вначале осознается в качестве проблемы описания условий возможности смысловых связей индивидов как духовных сущностей-монад и в качестве исходного пункта проблемы объективного познания, которое достигается в интерсубъективном опыте психофизически и ментально независимых друг от друга субъектов. Другой выступает как исходный момент и как путеводная нить опыта чужого, т. е. того, что не принадлежит нашей собственной сфере. Этот подход реализовался в "Картезианских медитациях", в работе, которая возникла на основе "Парижских докладов", прочитанных Гуссерлем в Сорбонне в 1930 году. В работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология", первые две части вышли в 1936 году в Белграде - по политическим причинам, постановка этой проблемы принимает вид "парадокса человеческой субъективности", которая устанавливает, или "учреждает", многообразие смысловых связей окружающего мира (субъект, конституирующий мир), и одновременно существует как определенное смысловое звено в этом мире (объект мира), а затем расширяется до парадокса универсальной интерсубъективности, которая как человечество, включающее в свой мир "всю совокупность объективного", есть часть мира и в то же время конституирует весь мир. По Гуссерлю, метод разрешения этих парадоксов - строгое, радикальное эпохе, исходная точка которого - конкретное человеческое Я. Систематически обращая к себе вопросы из своего конкретного мира-феномена, человеческое Я, которое дано первоначально как "смутная конкретность", открывает в себе трансцендентальное Я, или трансцендентальную субъективность, как сферу универсального смыслообразования самоосмысления.

"Кризис европейских наук". Жизненный мир . Предпосылка интерсубъективности - конкретный мир-феномен, жизненный мир. Это мир "субъективно-соотносительного", мир-горизонт всех наших целей и устремлений, которые так или иначе реализуются в предметах; в нем наличествуют как вещи обыденного опыта, так и культурно-исторические реалии, нетождественные объектам научного анализа (хотя они могут быть ему подвергнуты), а также связи, не тождественные связям, устанавливаемым в научном исследовании. Жизненный мир можно рассматривать как в естественной, так и в феноменологической установке. В первом случае, по Гуссерлю, мы (в том числе и ученые) просто погружены в него, во втором - осознаем его как предданный и соотнесенный с нашей субъективностью, непрерывно наделяющей значениями (смыслами) предметы и отношения мира жизни.

В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними. Наука, по Гуссерлю, не должна дедуцировать свои положения из сферы обыденного опыта, но она с неизбежностью соприкасается с основным способом ориентации в жизненном мире - с восприятием, ибо восприятие - основа (фундирующий акт) образования абстракций и конечный пункт верификации или фальсификации теории. Главное, однако, состоит в том, что именно в жизненном мире субъективность ученого обретает опыт смыслоотнесенности к миру. В рефлексии этот опыт дает возможность устранять невыявленные, т. е. не соотнесенные с определенным способом смыслополагания предпосылки. Для Гуссерля кризис европейской культуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смысл рационализма, смысл "имманентной духовной истории Европы".

Значение философии Гуссерля . Философия Гуссерля оказала большое влияние на формирование экзистенциализма, персонализма, феноменологической социологии (А. Шюц). Влияние испытали также неотомизм, структурализм и постструктурализм, некоторые школы в психологии, психиатрии, литературоведении, методологии науки. Среди непосредственных учеников Гуссерля - Хайдеггер, Р. Ингарден, Э. Левинас, А. Койре, Я. Паточка, Г. Шпет и др. В русской философии рецепция идей Гуссерля относится к началу 20 века. Наиболее заметное влияние его идеи оказали на Лосского , Б. Яковенко, Г. Шпета, А. Лосева.


В. И. Молчанов.

Вопросы, над которыми размышлял видный немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938), охватывают сферы сознания и познания. Продолжая традиции Декарта и Канта, Гуссерль стремился выяснить, как возможна выработка надежного, достоверного знания.

Для обоснования этой возможности и превращения тем самым философии в строгую науку он считал необходимым прежде всего преодолеть психологизацию логики, т.е. выведение правил и форм человеческого мышления из особенностей протекания наших психических процессов и связанных с ними форм поведения, которые неодинаковы у разных людей. Психологизм перечеркивал возможность достижения объективных и абсолютных знаний, явно или неявно утверждал релятивизм и субъективизм.

Исследовать нужно именно феномены сознания, в которых мы усматриваем объекты. Поток сознания всегда определенным образом структурирован, в нем выделяются некоторые целостные компоненты. При этом сознание характеризуется предметной направленностью, или интенциональ- ностью. Именно в своем сознании мы выделяем для себя определенные предметы, о которых у нас складываются знания. Объективность научного знания, как утверждает Гус- серль, достигается тем, что в его основе лежат идеи, связь которых обеспечивает единство значений, характеризующих данные нашего опыта. Эта связь не совпадает ни с потоком непосредственных психических переживаний человека, ни с теми связями вещей, которые устанавливает экспериментально-математическая наука. Феноменология изучает такие идеи, и поэтому она как бы предшествует всякой науке, всякому систематическому познанию, вскрывая их глубинные предпосылки, укорененные в структурах нашего сознания.

По Гуссерлю, нет оснований допускать, как это делал Кант, существование непознаваемых «вещей в себе», ибо бытие непосредственно дано нам сознании, прежде всего в наших восприятиях. Но нет и оснований для того, чтобы некритически придерживаться наивной установки натурализма, которая пронизывает естествознание и состоит в утверждении, что природа просто есть, как есть и психика, соединенная с человеческим телом. Имея в виду бытие в его соотнесении с сознанием, феноменология требует изучать все сознание, все его взаимосвязанные феномены.

Феномены сознания-это не образы чего-то иного, отличающегося от них и существующего независимо, а самораскрывающиеся данные сознания, представляющие мир. В них заключены моменты преходящего, ситуативного, несущественного, от которых надо отвлечься, осуществив феноменологическую редукцию. Для этого нужно прежде всего «вынести за скобки» все то, что мы считаем реальным миром, в том числе и сведения о нем, предлагаемые наукой, преодолеть «естественную установку» сознания, пронизывающую всю вашу повседневную жизнь и различающую, с одной стороны, предметы вокруг нас, а с другой стороны - наши субъективные образы этих предметов. Сами по себе феномены психики не являются природой, но они имеют сущность, данную нам в непосредственном созерцании и фиксируемую в соответствующих понятиях. Созерцание сущностей, как полагает Гуссерль, есть дело не более трудное, чем восприятие явлений. Так, мы не только имеем цветовые и иные ощущения, но и хорошо понимаем, что такое цвет, звук, запах и т.д. Мы без труда понимаем и сущность таких актов и состояний нашего «Я», как восприятие, фантазия, воспоминание, суждение, чувство, воля. Суждения об этих сущностях, выраженные в адекватных им понятиях, имеют неоспоримое значение и не нуждаются в каких-то опытных подтверждениях, ибо они априорны.

Философ, принявший точку зрения феноменологии, не отрицает существования внешнего мира и даже не сомневается в его наличии, он просто освобождает себя от использования каких бы то ни было суждений о внешнем многообразии, многоликости бытии. Тем самым он выделяет сознание как особый объект исследования. Он, далее, «выносит за скобки» все накопившиеся в ходе культурного развития человечества суждения о сознании, о духовных процессах во всех их разновидностях.

Так открывается возможность анализа «чистого сознания», не замутненного ситуативными эмпирическими данностями, концептуальными пред- взятостями и личностными особенностями того или иного человека.

Благодаря этому сознание выступает как область чистых сущностей, чистых возможностей бытия разнообразных предметов, область всеобщих структур идеального конструирования этих предметов и их взаимосвязей. Обнаруживаемые в чистом сознании «эйдосы» (сущности или типы) логически предшествуют возникновению образов внешних данностей, реального бытия предметов. Эти эйдосы составляют внутреннюю для сознания предпосылку постижения нами в опыте конкретного разнообразия фактов.

Творческая деятельность сознания, осуществляемая в единстве всех его форм, каковы восприятия, воспоминания, фантазия и т.д., является предпосылкой складывающейся в нем картины реальности.

Феномены сознания как слитые в поток и, вместе с тем, некоторым образом выделенные в нем специфические целостности могут фиксироваться только в непосредственном самонаблюдении. Здесь требуется интуиция, а не символизация и цепь математических доказательств. Наблюдая феномены в их прямой и неоспоримой очевидности, нужно вместе с тем прояснять заключенные в них глубинные смыслы и значения, а также полагаемые через эти значения предметы. Значениями феноменов и являются те предметы, которые в них представлены (то, о чем судят, что воспринимают, что любят или ненавидят и т.д.).

Наше сознание также конструирует смыслы, которые мы придаем предметам опыта. Смысл - это отношение, а не вещь, и его невозможно непосредственно передать другому.

Каждый человек по-своему осмысливает происходящее. Одно и то же высказывание может иметь совершенно разный смысл и в зависимости, например, от интонации выступать как утверждение, вопрос, сомнение, иносказание или сарказм. Наше сознание - это область свободы, к которой неприменимы строгие причинно-следственные объяснения. Деятельность сознания доступна лишь описанию. В связи с этим перед Гуссерлем встает проблема интерсубъективности: ведь другой человек создает и другой «смысловой мир». Как же могут согласовываться или объединяться эти миры? Мы ведь не можем непосредственно проникнуть в сознание другого человека, которое напоминает монаду Лейбница, не имеющую окон и дверей. Остается предположить, что каждый из нас мысленно «дорисовывает» другого до искомой целостности, опираясь на аналогию между им и собой. Предпосылкой субъективности является общий для людей как субъектов жизненный мир, выступающий единым горизонтом нашего опыта и наших устремлений.

Здесь можно было бы усмотреть возврат к позиции Канта, но на самом деле Гуссерль придает иную направленность мироконструирующей деятельности сознания, указывая, что наш жизненный мир не исчерпывается наукой. Он подчеркивает ограниченность европейского рационализма Нового времени и необходимость учитывать всю широту познания, охватывающую разумное вместе с внеразум- ным, созерцаемое в единстве с несозерцаемым, многообразие актов любви и ненависти, воли, желания, веры. Гуссерль выступает против абсолютизации значения научного познания и вообще предлагает рассматривать познание лишь как момент всеобъемлющей человеческой жизнедеятельности.

Гуссерль акцентирует доверие к непосредственным данным нашего созерцания и, вместе с тем, подчеркивает возможность раскрытия в феноменах сознания всеобщих структур и механизмов деятельности сознания. Он отмечает, что мир как целостность никогда не дан нам непосредственно в переживании, а обнаруживается постепенно, через смену горизонтов, на фоне которых открываются нам конкретные предметы. Притом это наши, человеческие горизонты, наши способы истолкования бытия. Мир может рассматриваться нами лишь в неразрывном единстве с нашим сознанием, которое выстраивает его картину.

ГУССЕРЛЬ

ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 века. Для формирования его взглядов большое значение имели теории описательной психологии Брентано и К. Штумпфа, логические идеи Лот-це, Больцано, Фреге, историцизм Дильтея, трансцендентальный идеализм неокантианства (Наторп). Кроме того, в текстах Г. заметно влияние Декарта, Канта, Лейбница, Локка, Юма. Творчество Г. можно разделить на несколько этапов. Первый из них, который характеризуется эмпирико-позити вистским уклоном, представлен работой «Философия арифметики» (1894), направленной на раскрытие психологических оснований логики и математики. В ключевой работе второго этапа - «Логических исследованиях» (1901) - намечен радикальный разрыв с психологизмом и эмпиризмом, сформулированы основные категории и программа новой философской дисциплины - «феноменологии». В 1 томе (»Пролегомены»), критикуя антропологизм и психологизм в логике (стремление редуцировать истины логики и математики к специфике индивидуального или группового дознания), Г. стремится обосновать «чистую логику», которая призвана раскрыть объективно-идеальное единство теоретического знания, являющееся независимым как от связей между физическими объектами, так и от связей психических переживаний конкретного индивида. Наиболее важен 2 том, где обозначены центральные проблемы всего последующего творчества Г. В «Логических исследованиях» эксплицируются категории и принципы феноменологии, которая призвана показать возможность «чистой логики» как фундамента научного познания. Феноменология - до-теоретическая и беспредпосылоч-ная наука, не связанная метафизическими понятиями, которая, по Г., непосредственно описывает процесс консти-туирования смысла сознанием. Эта непосредственность обусловлена тем, что феноменология «выносит за скобки» как аппарат умозаключений, так и традиционные метафизические проблемы, из которых фундаментальная - проблема трансценденции или \"«внешнего мира». Основной теоретической предпосылкой «Логических исследований» является теория значения, а основе которой лежит различение «обозначений» (Anzeichen) и «выражения» (Ausdruck) как двух различных функций знака (Zeichen). В первом случае знак используется в обыденной коммуникации и выполняет собственно знаковую функцию - указывает на предмет или иной знак. Эта функция является вторичной или производной по отношению к «выражению», которое существует вне коммуникации и является носителем значения. Таким образом, для феноменологии главным оказывается исследование «одинокого», исключенного из коммуникации сознания, которое представляет собой первичный источник смыслов. Третий, «трансцендентальный» период, охватывает большую часть творческого наследия Г. В «Идеях к чистой феноменологии» (1913) проблематика феноменологического исследования сознания получает дальнейшее развитие. В отличие от «Логических исследований», полем исследования феноменологии становится «трансцендентальное сознание». Для достижения «феноменологической установки» и сферы чистого сознания необходимо последовательное проведение особой процедуры - феноменологической редукции или «эпохе». Первый этап, заключающийся в вынесении за скобки всех суждений о предметах внешнего мира (область «естественной установки» или обыденного сознания), позволяет выделить индивидуальное сознание или психологическую субъективность в качестве области исследования феноменологической психологии. Сознание предстает как феномен, не включенный в каузальность природных процессов. Второй этап - эйдетическая редукция - направлен на выявление сущностной архитектоники сознания или его a priori, представляющего собой поле чистых сущностей или «эйдосов», которые имманентны психическим актам и в то же время несводимы к ним. Третий этап или трансцендентальная редукция, заключающаяся в вынесении за скобки психологической жизни сознания, открывает сферу исследования собственно феноменологии, как философской науки. Это трансцендентальное сознание, ego, которое является носителем объективно-идеальной значимости опыта и не может быть редуцировано ни к причинно-следственной связи физических вещей, ни к связи психических переживаний отдельного субъекта. В то же время, трансцендентальное сознание не представляет собой самостоятельной онтологической сферы «идей» или идеальной субстанции в стиле Декарта. Термин «сознание» используется Г. в специфическом смысле, выражающем стремление отграничить феноменологию от метафизической традиции. Трансцендентальное сознание уже всегда имманентно содержит в себе любую транс-ценденцию, будь то «внешний мир» или «вещь в себе»: оно является предпосылкой и действительной сферой конституи-рования смысла, в том числе и условием разделения «внутреннего» и «внешнего». Будучи предпосылкой предметности, сознание не может быть, опредмечено и исследовано объективирующими методами. Фундаментальной характеристикой сознания является интенциональность - всякое сознание, есть «сознание о» - т.е. сознание существует лишь как по-лагание или «мнение» предметов, как сознание иного, а не как сознание собственных актов. Интенциональность описывается как двучленная коррелятивная структура, включающая акт полагания предмета (ноэзис) и неразрывно связанный с ним полагаемый предмет (ноэма). Ноэтические фазы формируют многообразную и изменчивую жизнь сознания или его «реальный» момент; ноэма представляет собой «идеальный» момент, предметный смысл, сохраняющий идентичность в различный актах сознания. Ноэма в каждом поэтическом акте представлена двояко: как актуальное поле, «высвеченное» данным актом, и как другие, потенциально возможные переживания предмета или «горизонт», являющийся условием всякой актуальности. (Восприятие одной из сторон куба предполагает наличие других его частей в качестве горизонта или потенциальности.) В основании ноэтико-норматиче-ских структур лежат темпоральные фазы сознания, которые собственно и формируют первичные смысловые различия, основанные на различии временных моментов потока переживаний. Темпоральность сознания описывается как структурное единство трех моментов: «теперь» - точка, ее удержание (ретенция) и предвосхищение (протенция) или конституиро-вание условий последующего момента. В «Картезианских размышлениях» (1932) Г. переосмысливает проблему интенцио-нальности в терминах декартовского cogito, признавая тем самым связь феноменологии с предшествующими системами трансцендентального идеализма. Центральное понятие этого периода творчества - трансцендентальная субъективность или эго, которое исследуется феноменологической «эгологи-ей». Сам термин «субъективность» используется Г. в двух значениях. С одной стороны, он обозначает всю сферу трансцендентального опыта или «монаду», обладающую бесконечным потенциалом познания и описываемую в виде интен-циональной структуры ego cogitatio cogitatum (где cogitatio и cogitatum - синонимы ноэзиса и ноэмы). С другой стороны, трансцендентальной субъективностью называется первый элемент указанной триады - чистое ego, абсолютная субъективность, представляющая собой устойчивый полюс, сохраняющий свою идентичность во всех многообразных актах и тем самым поддерживающий единство сознания. Возвращение к субъекту, осуществляемое Г., не означает возрождения антропологизма, интроспекции и «самопознания». Чистое сознание или трансцендентальное «Я» представляет собой предельную точку опыта, с которой сам этот опыт, включающий как индивидуальное «Я», так и мир, являющийся всегда в качестве коррелята сознания, обозревается и описывается незаинтересованным наблюдателем. Феноменология, которая в ранних работах выступала как вспомогательная дисциплина для создания фундамента чистой логики, приобретает здесь статус «первой философии» и основания любого возможного знания, которое должно быть заново отстроено на феноменологическом фундаменте. Поздний этап философствования Г. характеризуется частичным отказом от идеи строго беспредпосылочного знания. Это продиктовано проблематикой последней книги Г. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1938), посвященной сферам социальности и обыденного сознания, которые прежде «выносились за скобки». Еще в «Идеях» Г. ввел термин «интерсубъективность» для обозначения связи с другими «Я». Стремясь избежать идеализма и солипсизма, он тщательно разрабатывает проблематику интерсубъективности в «Картезианских размышлениях», где иное «Я» постигается монадой путем «вчувствования», аналогии, «отражения», т.е. необходимым, но вторичным образом. Эта вторичность делает проблему интерсубъективности по существу неразрешимой в рамках трансцендентально-феноменологического идеализма. В «Кризисе» для решения сложившегося парадокса вводится понятие «жизненного мира», которое призвано объединить ego-монады и выявить конкретно-исторический слой конституирования смысла как коррелят-трансцендентальной субъективности. «Жизненный мир» представляет собой сферу дорефлексивных фундаментальных очевидностей обыденного сознания, которые коренятся в практической деятельности и являются неустранимой предпосылкой научного знания. Эти очевидности, обладающие историчностью и релятивностью, будучи необходимыми коррелятами трансцендентальной субъективности, нарушают ее чистоту и самодостаточность. Тем самым ставится под вопрос то, что ранее представлялось Г. несомненным, - возможность абсолютной и незаинтересованной позиции феноменолога. Исследуя процесс возникновения категориального аппарата науки Нового времени, Г. показывает, что «чистые» понятия математики и геометрии изначально коренятся в первичных оче-видностях «жизненного мира», в дорефлексивной наивности обыденного сознания. В процессе исторического развития эта связь оказывается утраченной, что ведет к глобальному кризису европейской рациональности, которая теряет смыслевой горизонт человеческих идеалов и ценностей. Г. оказал большое влияние на формирование таких течений как экзистенциализм (Сартр), структурализм (Деррида), неотомизм; кроме того, феноменология была воспринята многими школами социологии и психологии. Среди тех, кто были учениками Г., - такие фигуры как Хайдеггер, Левинас, Шелер, Р. Ингарден. В последние десятилетия интерес к наследию Г. неизменно возрастает; феноменология получила распространение в США, Великобритании, Японии и других странах.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ГУССЕРЛЬ" в других словарях:

    Гуссерль, Эдмунд Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Edmund Gustav Albrecht Husserl Дата рождения: 8 апреля, 1859 Место рождения … Википедия

    - (Husserl) Эдмунд (1859 1938) нем. философ, основатель феноменологии. Род. в еврейской семье, жившей в Просснице (ныне Простеёв, Чешская Республика). С 1876 по 1878 изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском ун те, затем в Берлине под… … Философская энциклопедия

    - (HusserI) Эдмунд (1856 1938) нем. философ, создатель феноменологич. направления. Изучал математику и астрономию в ун те Лейпцига в 1876 78, слушал Вучдта, основавшего в Лейпциге первый ин т эксперимент, психологии. В ун те Берлина в 1878… … Энциклопедия культурологии

    - (Husserl) Эдмунд (1859 1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в строгую науку посредством феноменологического метода (Логические исследования, т. 1 2, 1900 01). В дальнейшем обратился к идее жизненного … Современная энциклопедия

    - (Husserl) Эдмунд (1859 1938) немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 в. Проблема науки и научности составляла центральную тему ранней феноменологии. В отличие от тех философов, которые… … История Философии: Энциклопедия

    Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Дата и место рождения: 8 апреля, 1859 (Простеёв, Моравия) Дата и место смерти: 26 … Википедия

    ГУССЕРЛЬ - [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) 27.04.1938, Фрайбург им Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил… … Православная энциклопедия

    - (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, 26.4.1938, Фрей бург), немецкий философ идеалист, основатель философской школы феноменологии (См. Феноменология). Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа;… …

    - (1859 1938) немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в строгую науку посредством феноменологического метода (Логические исследования, т. 1 2). В дальнейшем обратился к идее жизненного мира как изначальному… … Большой Энциклопедический словарь

    Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, ≈ 26.4.1938, Фрей бург), немецкий философ идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал также… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Кн 1 , Гуссерль Э. , Ключевая работа основателя феноменологии - одного из ведущих направлений современной мысли, подвергающего анализу непосредственные данности сознания - представляет собой подробное введение в… Категория:

Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользу философии.

Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 - 1848) и Франца Брентано (1838 - 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

От Брентано Гуссерль воспринял идею интенциональности. По Брентано, интенциональность «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интенциональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Свои идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931). В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти, и другие работы.

Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она - норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.

Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может быть, именно благодаря этому), претерпела целый ряд метаморфоз.

Однако неизменным оставалась приверженность к следующему:

1. Идеал строгой науки.

2. Освобождение философии от случайных предпосылок.

3. Радикальная автономия и ответственность философствующего.

4. «Чудо» субъективности.

Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества в неумении и нежелании логики и математики поворачиваться к проблемам ценности и смысла.

Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней», или «начал», всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру. Решившемуся на такое предстояло глубокое понимание своей ответственности. Эту ответственность невозможно перепоручить кому бы то ни было. Тем самым она потребовала полной научной и моральной автономии исследователя.

Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии». Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному миру сознания, понимающего собственное бытие и бытие других.

Жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономии личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные качества импонировали многим ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось феноменологическое движение. Все ученики сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления, хотя никто из них долго за Гуссерлем не следовал.

Основы философии Эдмунда Гуссерля

1. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике.

2. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов».

Иными словами, гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным , то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий.

2.1. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие ; другие чувственные созерцания - его модификации.

2.2. Очевидностью является не только созерцание реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов - сущностей, значений.

3. Философия трактуется как феноменология - строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология - дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам.

4. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции . Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний).

4.1. Отказ от естественной установки обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является интенциональность , то есть свойство его содержаний быть «сознанием о», сознанием чего-то - а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным - вещью в пространстве и времени, но и идеальным - сущностью, значением).

Таким образом, выступает основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания (в установке трансцендентальной редукции - ноэзиса и ноэмы ). Ноэзис - само переживание сознания, взятое независимо от всякого стоящего за ним бытия; ноэма - смысл переживания, указывающий на это трансцендентное бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно.

4.2. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают чистое «Я». В составе ноэмы выделяются : 1) материя (ядро, предметный смысл); 2) качество (характеристика); 3) подразумеваемый (интендированный) предмет. Общая структура чистого сознания принимает вид: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма.

5.Посредством аналогизирующего восприятия для меня появляется Другой (то есть отличный от меня субъект). Первоначально мне дано лишь одно «живое тело» (психофизическое единство, тело в сочетании с субъективностью) - моё собственное.

Обнаруживая другое тело, подобное моему, я - по аналогии с собой - приписываю ему и свойство быть психофизическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой мир» становится общим для меня и Другого объективным (интерсубъективным) миром.

Эдмунд Гуссерль (годы жизни - 1859-1938) - известный немецкий философ, который считается основателем целого философского движения - феноменологии. Благодаря многочисленным работам и преподавательской деятельности он оказал большое влияние как на немецкую философию, так и на развитие этой науки во многих других странах. Эдмунд Гуссерль способствовал возникновению и становлению экзистенциализма. Феноменология - это то, с чем связаны основные работы Гуссерля. Что же это такое? Давайте разберемся.

Что такое феноменология?

С самого начала феноменология формировалась как широкое движение в философии, а не как замкнутая школа. Поэтому уже в ранний период в ней появляются тенденции, которые нельзя свести к творчеству Гуссерля. Однако главную роль в становлении феноменологии сыграли работы именно этого ученого. В особенности важен его труд под названием "Логические исследования". Феноменология как направление получила особенно широкое распространение во всей Европе, а также в Америке. Кроме того, ее развивали в Японии, Австралии и в ряде азиатских стран.

Исходным пунктом данного философского учения является возможность обнаружения, а также описания направленной на предмет (интенциональной) жизни сознания. Важная черта метода феноменологии - отказ от каких бы то ни было непроясненных предпосылок. Кроме того, представители этого учения исходят из идеи нередуцируемости (взаимной несводимости) и в то же время неразрывности предметного мира (духовной культуры, социума, природы) и сознания.

Обучение в университетах, общение с учеными

Будущий философ появился на свет 8 апреля 1859 года в Моравии (Проснице). Он прошел обучение в Венском и Берлинском университетах. Интересно, что Эдмунд Гуссерль, философия которого известна во всем мире, сначала хотел стать математиком. Однако Т. Масарик решил привести его на курсы Ф. Брентано, психолога и философа. Общение с ним, а потом с еще одним психологом, К. Штумпфом, способствовало развитию интереса Эдмунда к изучению мыслительных процессов. Будущий философ обязан Брентано понятием интенции, которое означает направленность сознания. Гуссерль впоследствии говорил, что Брентано не увидел проблем "интенциональности" в отношении оснований знания и формирования структур опыта.

Другие мыслители, повлиявшие на Эдмунда в ранний период, - это английские эмпирики (особенно Дж. С. Милль), У. Джемс и Г. В. Лейбниц. Канта оказала значительное воздействие на философа уже в более поздний период развития его взглядов.

Первый труд Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (фото его представлено выше) считал, что основная задача была определена им еще в первом труде под названием "Философия арифметики". В этой работе впервые соединились два главных предмета его интереса. С одной стороны, это и математика, а с другой - психология. Философу пришлось столкнуться с определенными трудностями. Г. Фреге выявил некоторые из них в критическом анализе этой работы Гуссерля. Эти трудности заставили Эдмунда осуществить общее исследование специфической активности и строения "осознанного опыта". Заключительная глава книги посвящена мгновенному "схватыванию" различных характерных форм, таких как стая птиц или шеренга солдат. Гуссерля, таким образом, можно назвать предтечей гештальт-психологии.

Четыре группы трудов Эдмунда Гуссерля

Одни и те же идеи проходят через все работы этого философа, однако его взгляды со временем претерпели существенные изменения. Все его труды можно подразделить на следующие четыре группы:

  1. Относящиеся к периоду "психологизма".
  2. "Дескриптивная психология".
  3. Трансцендентальная феноменология, которая впервые была изложена Гуссерлем в 1913 году.
  4. Работы, относящиеся к позднему периоду жизни философа.

Работа "Логические исследования"

Самым известным трудом Гуссерля является работа "Логические исследования". Она была издана в 1900-1901 годах, а в русском издании впервые вышла в 1909 году. Сам автор рассматривал этот труд как "расчистку пути" для такого направления, как феноменология. "Пролегомены к чистой логике" - первый том, в котором дается критика концепции психологизма, влиятельной в то время. Согласно этому взгляду, основополагающие принципы и понятия логики следует давать в терминах психологии. "Идея чистой логики" - последняя глава, где Гуссерль представил свою формальную логику. Это направление эмансипировано от психологии. Автор настаивает на том, что относить к ней сферу чистой логики бессмысленно. Во втором томе представлены 6 исследований структуры и значения опыта. Былой интерес к формам опыта привел к изучению так называемой категориальной интуиции такого философа, как Эдмунд Гуссерль.

Феноменология Гуссерля

Следующий значительный период в творчестве начинается лекциями Гуссерля "Идея феноменологии". Большое значение имел переход Гуссерля к идеализму нового типа. Для этой цели он предложил особый метод, называемый феноменологической редукцией. Необходимым предварительным этапом при обозначении поля восприятий и нахождения некоего "абсолютного" основания для всей философии является эпохе, то есть воздержание от любых верований и суждений. Феноменология, таким образом, занимается поиском сущностей, а также сущностных отношений.

Оппозиция натурализму

Рассматривая работы Гуссерля, можно увидеть, что они оппозиционны натурализму. В частности, это заметно по эссе 1911 года "Философия как строгая наука". Для Гуссерля это противостояние было одним из самых действенных мотивов. Эдмунд Гуссерль считал, что рассматриваемая "трансцендентально" или чисто рефлексивно дескриптивная наука об опыте должна предоставить философии некое "радикальное" начало, которое свободно от любых предпосылок. В последующих томах "Идей" Гуссерля (опубликованы посмертно) и в других его трудах была развернута программа "конститутивной" феноменологии. Цель ее Эдмунд видел в формировании новой идеалистической философии.

Работы по логике и анализу процессов сознания

В особенности поражает гений Гуссерля в двух следующих областях: в дескриптивном анализе различных процессов сознания, в том числе опыта сознания времени; а также в философии логики. Работы по логике зрелого периода следующие: "Опыт и суждение" (1939 год) и "Формальная и трансцендентальная логика" (1929 год). Сознание времени исследуется Гуссерлем в "Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени" (1928 год) и в некоторых других работах, относящихся к различным периодам творчества. В 1931 году Эдмунд Гуссерль создал "Картезианские медитации", в которых детально изложены многие проблемы познания и переживания сознания людей.

Альтернативные направления феноменологии

Нужно сказать, что многие бывшие коллеги и студенты Гуссерля также разрабатывали феноменологию, однако в альтернативных направлениях. В частности интересовался религией и строил на этом основании свою феноменологическую концепцию. который является одним из основателей экзистенциализма, был сначала учеником Гуссерля. Через некоторое время он осуществил ревизию феноменологии, связанную с понятиями "существования" и "бытия". Гуссерль, уверенный в потенциале собственной теории, подверг критике позицию Хайдеггера.

Последние годы жизни и смерть Гуссерля

Эдмунд Гуссерль, покинутый учениками, непросто переносил нездоровье, которое появилось у него в последние годы жизни. Поздний период завершила работа Гуссерля "Кризис европейских наук", созданная в 1936 году и опубликованная в 1954 г. В ней философ предложил понятие жизненного мира, ставшее очень известным.

Гуссерль скончался 26 апреля 1938 года во Фрайбурге-им-Брайсгау. После его смерти осталось примерно 11 тысяч страниц заметок и неизданных трудов. К счастью, их удалось сохранить. Они были перевезены в где и сегодня продолжается работа по их изданию, начатая еще в 1950 году (серия "Гуссерлиана").

Эдмунд Гуссерль: цитаты

Многие цитаты Гуссерля достойны внимания, однако многие из них требуют более глубокого знакомства с его философией. Поэтому мы отобрали самые простые, те, которые понятны всем. Эдмунд Гуссерль, основные труды которого были представлены выше, является автором следующих высказываний:

  • "Этот мир не для каждого тот же самый".
  • "Относительность истины влечет за собой относительность существования мира".
  • "Начало есть чистый и, так сказать, еще погруженный в немоту опыт".

И по сей день не утихает интерес к такому направлению, как феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля. Жизненный мир, эпоха и важнейшие проблемы всех времен - все это отражено в его трудах. Безусловно, Гуссерля можно считать великим философом. Многие из его учеников и сотрудников сегодня уже отошли в тень, а к трудам Гуссерля все еще обращаются. Идеи этого философа все еще актуальны, что говорит об их большом масштабе.

Итак, вы познакомились с таким интересным мыслителем, как Эдмунд Гуссерль. Краткая биография его, конечно, дает лишь поверхностное представление о его философии. Для того чтобы глубоко понять его идеи, следует обратиться к трудам Гуссерля.

Случайные статьи

Вверх