Факторы влияющие на развитие личности. Факторы, влияющие на наше сознание Три типа цивилизаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Понятие идеологии в современном мире. Журналистика и социальное ориентирование. Универсальность идеологической деятельности средств массовой информации. Структура массового сознания. Сущность миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Теоретическое исследование роли средств массовой информации в социально-политической борьбе. Программа социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения. Политическая манипуляция массовым сознанием.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Общественное мнение как часть массового сознания. Его функции и аспекты формирования. Идеологическая функция как основа влияния на него средств массовой информации. Принципы продвижение идей и мнений, сенсаций для привлечения внимания общества к СМИ.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2016

    Периодическая печать важнейшее средство формирования общественного мнения. Радио и телевидение как основные каналы массовой коммуникации. Политическое сознание и его место в жизни общества. Политическая коммуникация как информационное воздействие.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Особенности освещения спортивных событий средствами массовой информации. Сущность телевидения, его влияние на формирование общественного сознания. Пути разработки кампании по привлечению общественного внимания к водным видам спорта с помощью телевидения.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2010

    Освещение спортивных событий средствами массовой информации. Проект проведения кампании по привлечению общественного внимания к водным видам спорта с помощью телевидения. Специфика телевидения, его влияние на формирование общественного сознания.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Исследование понятий средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения. Свобода выражения мнений и убеждений. Формы периодического распространения массовой информации. Взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

Духовная жизнь общества. Общественное сознание .

1. Основные формы духовной жизни общества.

2. Общественное сознание и его формы.

Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Мораль - это сфера существования нравственных норм человека, включающая два аспекта: правила и нормы поведения людей и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение: поступки душевнобольных, а также маленьких детей не подлежат нравственной оценке. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющемся из поколения в поколении поведении). Мораль и право сходны в том, что предлагают систему правил поведения, но имеются и существенные отличия. Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом: дружба, любовь, верность. Исполнение права обеспечивается мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, мораль не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм. Моральное регулирование осуществляет общество: силой убеждения, примера, общественного мнения, традиции, нравственного авторитета отдельных лиц.

Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

К основным нравственным чувствам относятся: долг, совесть, стыд, честь, счастье.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» - чего в другом не любишь, того сам не делай. Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайностей в поступках, соблюдать меру.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм ) или общие интересы (альтруизм ).

Первый вариант представляет собой: гедонизм (наслаждения, удовольствия); эвдемонизм (счастье); утилитаризм (поступок правильный, если он приносит пользу).

В основе альтруизма - сострадание к другим людям, бескорыстное служение людям, готовность к самоотречению во имя блага и счастья людей. Этот принцип нашел выражение в христианской морали - «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность - это деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные и религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия, это духовный «микрокосмос» индивида, в нем представлено не только общее, но и свое интересы, угол зрения, эмоции.

Сущность религиозного сознания - иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

В отличие от просто веры в сверхъестественное, религия является общественным институтом. Религия играет одну из основных ролей в создании «жизненного мира человека». Она может выполнять созидательную, организующую роль в обществе, но исторически религии не всегда справлялись с этими задачами: вместо духовности насаждали фанатизм и ритуализм, вместо объединения - разъединяли и даже разжигали войны, вместо психологического успокоения порождали комплексы и суеверия.

Традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм) - с другой. Во всяком случае, сегодня среди серьезных специалистов преобладает мнение о том, что компетенция религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой, а наука лишена своих абсолютистских мировоззренческих претензий; соответственно правомерно говорить о взаимной дополняемости религиозной веры и научного знания, лишь совместно удовлетворяющих одинаково объективные потребности миллионов и миллионов людей на данной стадии развития человечества.

Общественное сознание - совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия.

Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, например, класс или этническая общность.

Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности.

Формы общественного сознания:

Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие

достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов

Экологическое сознание способствует сохранению природы.

Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Формы сознания производны от общественного производства. Они - мыслительные продукты определенной общественной связи людей. Формы сознания представляют собой отражение и проявление практики масс и являются содержанием и продуктом их деятельности. Обыденное сознание - это как бы первичная форма понимания мира, оно возникает у людей в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении. Теоретические знания об обществе представляют собой высший уровень общественного сознания. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия).

В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология - совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиций той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

Особое место в общественном сознании занимает массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств: у людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость, они легко поддаются влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что охлос («толпа») - это особое животное, а демагог («вожак») - дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Известно, что убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию - совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид.

Характерные черты общественной психологии: она синкретична (сочетает противоречивые взгляды), охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферу, вплетена в практическую сферу деятельности социальных групп, формируется в основном стихийно. Но в случае желания господствующих слоев общества привить массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиции своих интересов, а с позиций господствующих слоев, применяется целенаправленное формирование общественного сознания, в т. ч. с использованием безнравственных приемов.

В настоящее время развитие средств массовой информации оказывается все более сильным фактором формирования общественного сознания. СМИ формируют стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т.д.

На формирование общественного сознания влияет ряд факторов:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т.д.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику.

2.Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?

3.Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»).

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. - Харьков, 2001, с.261

Решение проблемы сознания предполагает выяснение предпосылок его возникновения.

Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном, глобальном плане, то этот процесс органически связан с двумя грандиозными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скачками в развитии материального мира. Первый из них - скачок от неживого к живому, приведший к появлению биологической формы движения материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к человеку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию.

В процессе эволюции животного мира были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация.

Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и развития сознания обоснована в известном труде Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь развита трудовая теория антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф.Энгельс указывает и биологические факторы, подготовившие почву для становления человека: переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность.

Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего, труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза.

Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи социального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколения к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развивающийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества.

Таким образом, основные факторы возникновения и развития сознания следующие: произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи.

Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность).

Случайные статьи

Вверх