Философия нищеты. Философия нищеты и богатства Почему есть бедные и богатые философия

Ощутимо и зримо, что разделение человечества на богатых и бедных имеет глубокие корни и длинные ветви. Экономическая и философская мысль напряженно искала принципы накопления и распределения богатства. Ими оказались законы капитализма.

Экономическая теория Адама-2 (Смита) построена вокруг одного-единственного фактора под названием «богатство». Основной труд данного исследователя называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». Уже в те относительно далекие времена (XVII в.) богатство рассматривалось как благо, к которому можно и должно стремиться.

Наличие полюса богатства предполагает существование и полюса бедности. Причем феномен бедности был осмыслен раньше богатства. Одним из толчков к разработке марксовой экономической теории послужила работа П.Ж.Прудона «Философия нищеты». Французский политик-экономист-публицист полагал, что противоречия капитализма можно уничтожить «путем тихой метаморфозы» и реформы банков. Борьба с прудонизмом требовала выяснения сущности денег.

В «Нищете философии» К.Маркс показал, что учение П.Ж.Прудона является шагом назад по сравнению со А.Смитом и Д.Риккардо, которые источником прибыли считали труд. Данный труд молодого К.Маркса стал зародышем «Капитала». В «Нищете философии» есть важный тезис: «В рамках тех же самых отношений (капиталистических. - С.Е.), в которых производится богатство, производится также и нищета».

Автор «Философии нищеты» был склонен в определенном смысле к диалектике и постоянно колебался между признанием и непризнанием «разумности» действительности. У современных авторов «Философии богатства» таких вибраций обычно не возникает.

«У нас, - жизнерадостно отмечает Н.Хилл, - капиталистическая страна. Она развивается благодаря капиталу, и мы, те, кто пользуемся благами свободы и возможностей, кто стремится к накоплению богатств (курсив наш - С. Е.), должны знать, что ни богатств, ни возможностей у нас не было бы, если бы организованный капитал не дал их нам» .

Можно с дозой сожаления констатировать, что наряду с существованием кубометров современной литературы под условным названием «Философия богатства», усиленно пропагандирующих эффективность «кнута воли, топора действия и салюта мечты», не написана пока книга «Нищета современной философии».

Современное общество благосостояния не включает бедность в свою субкультуру, оставляя ее в собственном замкнутом пространстве. Считается, что бедный-неудачник с точки зрения естественного отбора, не владеющий техниками самовнушения. Сама же социальная действительность признается «разумной» и рекомендуется изменять образ жизни «неудачников».

Бедность, богатство и деньги сами по себе понятия духовно нейтральные. Формула «бедность = добро, богатство = зло» не является абсолютно верной и универсальной. Владелец миллионов может жить честно и благоразумно. А бедный человек, наоборот, оказаться средоточием низких духовных стандартов. Нищета не есть ореол святости. Однако именно материальное богатство чаще всего провоцирует бездеятельность, леность и алчность.

СССР и Россия в ракурсе проблем богатства и бедности представляют особый интерес. Бедность существовала и в Советском Союзе, не устают напоминать нам «реформаторы на американской тяге». Однако, как отмечают не только российские исследователи и обыватели, «никогда еще в новейшее время это явление не носило такой масштабный, такой глубокий, такой отчаянный характер».

В современном геополитическом пейзаже бедность россиян не является результатом стремления Соединенных Штатов к мировому доминированию. Это результат внутренней политики. В условиях углеводородной экономики и управляемой деградации жильцы «работного дома» (электорат) уже давно ведут практически нелегальное экономическое существование.

Быть может, уже следует осознать, что стоическое терпение в нищете не является признаком ни доблести, ни геройства. Терпение бывает разным. Когда утверждается, что «терпение и труд все перетрут», имеется в виду активно-упорная деятельность. Терпение ожидания чуда и счастливого случая есть нечто пассивное с расчетом на российское «авось».

Олигархический олимп надежно защищен от окружающего мира информационным щитом и силовым аппаратом. Уделом «производительных» людей становится неразрешимое противоречие между сущностью и существованием. Происходит снижение социальных запросов в результате свыкания с бедностью. Угроза голода и обеднения является старым и испытанным инструментом власти. Эту идею развил еще Мальтус на заре капитализма.

«Дорогим россиянам» сегодня надлежит за невысокую оплату много трудиться, периодически «подтягивая пояса» после очередного дефолта («Большого Успеха» политической элиты). Источником так называемой «социальной стабильности» является психологическая усталость и «расфокусировка» общественного сознания.

При наличии в худосочной «Эрэфии» достаточно большой социальной дифференциации настойчиво проводится тезис о том, что разлет доходов богатых и бедных является абсолютно необходимым условием эффективности национальной экономики. За отказ от него народу придется, якобы, заплатить неизбежным погружением в пучину всеобщей бедности, как это и происходит во всех странах, отказывающихся от рыночных методов управления.

Американские неофиты «философии успеха» бедность этого мира оценивают как результат греховной лени и нерадивости человека. Демонтаж СССР и реализация концепции «открытого общества» могут быть оценены как лишение алиби и самозащиты неприспособленных мира сего. Считается, что неистребимая природная лень особенно присущи русскому человеку, воспитанному на сказках, герои которых- гениальные лодыри и бездельники (дурень Емеля, дурачок Иванушка и т.д.).

В русском языке слова «труд» и «трудно» являются однокоренными. То же самое можно сказать о словах «работа» и «раб». Но славяне никогда не торговали людьми. В России не было рабства - пленных с добром отпускали домой. Одним из высших проявлений образа Божьего являются созидательные способности человека, не обменивающиеся на деньги и рабский труд. В России «раб» - означает «раб божий».

Споры об отношении россиян к труду велись испокон веков. «Копья ломаются» и по сей день. Вероятно, упрощенчеством было бы прямолинейно опровергать злонамеренные суждения. Русский народ шел сложной и трудной дорогой поиска собственной траектории развития.

Российская нужда являлась духовно облагораживающим условием жизни. На подобное отношение влияли христианские постулаты, согласно которым помощь бедным была богоугодным делом, а бедность - сознательно выбираемым принципом жизни.

Существенная нота бытия состоит в том, что географические просторы и богатство воображаемых вариантов («захочу - в Сибирь уйду новую жизнь начинать») обернулись для России некоторой мягкотелостью и непривычкой сражаться за каждый день как за последний шанс. Это был своего рода наркотик, расслабляющий волю. В суровых землях на краю света русских ожидали великие трудности и природное богатство.

Не все русские народные пословицы и поговорки были сильно проникнуты идеей «пассионарности» и мегатрудолюбия: «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда», «Работа не волк, в лес не убежит», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «Трудом праведным не наживешь палат каменных», «Только тех, кто любит труд, негры в Африку берут».

В березово-ситцевой России существовал культ бедных и гонимых, а богатство всегда считалось чем- то не очень положительным. Притча про богача и верблюда перед игольным ушком была принята со всей серьезностью. Не тот угоден, кто богат: Христос - Бог униженных. А тот угоден, кто беден, несчастен и страдает. Трудись не трудись - это для русского Бога в конечном итоге не имеет большого значения. Страдай, кайся, люби и жалей всех - тогда ты Ему угоден. Страдающий на каторге вор ближе русскому Богу, чем богач.

Однако Россия первой высадилась в метаистории, как американцы на Луне. Лодыри и пьяницы не могут создать великое и могучее государство. Российское развитие- это не преобразование самотождественного социума, а смерть и новое рождение. Определенные грани и ингредиенты сущности разливались в существовании и обнаруживались в зримых феноменах социальной жизни. Подобно гомеровскому, советский Ксанф был красного цвета .

Проникновение кап-рыночных элементов в плановую систему выражалось в таких явлениях, как «теневая экономика» и «нетрудовые доходы». Наличие элементов стихийности было связано с самой природой человеческого познания. Потому что. Человек как часть объективной реальности не может до конца все познать и предвидеть.

Настоящее всегда несет в себе определенные черты, штрихи и царапины прошлого. В этом смысле теневые процессы в «зрелозастойный» период можно считать «эмбрионом» рыночной экономики: одновременно с нейтрализацией дефектов плановой системы возникали (обычно в извращенной форме) элементы рыночных механизмов.

Основной парадокс российского либерализма состоит в том, что он требует счастливо-гедонистического сознания от граждан, находящихся в самом низу социальной лестницы. С «социальными маргиналиями» очень трудно договориться и убедить в необходимости укрепления государства как «ночного сторожа» с «монетаристской» колотушкой. Нищих людей интересует преимущественно их собственная жизнь.

В России не просматриваются реальные пути разрешения противоречия между сущностью и существованием. Воодушевить одной и той же национальной идеей олигарха и бомжа с Московского вокзала сложно или совсем невозможно-слишком широка должна быть «общая платформа». Полицейское усердие не может создать позитивную тягу в экономике.

Количество материальных благ на планете Земля ограничено. Как следствие возникают конкуренция, битвы и социальное расслоение. Глобализация держит народонаселение в «смирительной рубашке потребительства». Акулы мега-бизнеса с помощью новейших технологий чрезвычайно быстро перемещают крупные денежные суммы по всему земному шару. Источник несчастий спрятан в красивой оболочке.

Быть может, не очень красиво подозревать, когда вполне уверен. Процесс обогащения («достижения успеха») освобождается от раздражающих связей с производством, созданием рабочих мест и руководством. «Старые богачи» нуждались в бедняках, которые создавали богатство. Новым богачам бедняки не нужны.

В результате исчезает даже иллюзия защищенности «власть претерпящих». Сегодняшние хозяева жизни не видят своих «рабов» и никто никого не заставляет работать за гроши. Создана система, которая делает это автоматически и освобождает «суперволевых» предпринимателей от ненужных нравственных терзаний. Происходит «сдвиг власти» к экономическим акторам, которые не ограничены в своих действиях территориальной привязкой. Смыслы заменяются силой.

Кривое дерево в сук идет. В детективно-российской действительности честолюбие способных и одаренных индивидуумов устремляется в основном в сферу хрематистики и виртуальной экономики. Это означает, что возникает и развивается бизнес фиктивного капитала, называемый сегодня элитной экономикой.

Хилл Н. Думай и богатей: как превратить мысли- в деньги.- Екатеринбург, 2000. - С. 152.

В эпоху Троянской войны, согласно «Иллиаде» Гомера, река Ксанф, огибавшая холм, где происходила долгая битва, потекла человеческой кровью.

Российская власть внезапно показала себя с человеческой стороны. Мы не заметили как, но она занялась бездомными, которых теперь хотят легализовать и по возможности вернуть к нормальной жизни. (Бездомным предложат обратиться в центры ресоциализации и заключить с властями соглашение. Им обещают предоставить все права, которые имеют обычные россияне. В частности - временную регистрацию, после чего они смогут устроиться на работу, получать пенсию и голосовать.)

Бездомные - это то, с чего началась история новой России. Появилась свобода - появились «лица без определенного места жительства и регистрации». В СССР не любили демонстрировать социальное дно. Лицемерие власти, которая довела всю страну до предела. Но океан отступил - и мы увидели, что происходит на самом деле. Это было страшно. По-настоящему. Поэтому мы смотрели на дно через растопыренные пальцы. Много лет. И не обратили внимание на то, что наш мир изменился, пока мы широко закрывали глаза.

Какой худший день в твоей жизни?

Когда умерла моя жена. На нее напали в нашем доме. Они убили ее и мою дочь.

Что было потом?

Я пил. Потерял работу. Теперь я на улице. Мне всё равно.

Есть страница в Facebook - Люди Нью-Йорка/Humans of New York. Фотограф ходит по улице, снимает обычных людей, не модников, не знаменитостей. И задает им вопросы: «Какой худший день в твоей жизни?» и «Какой лучший день в твоей жизни?».

Этот бездомный, у которого умерла жена, он, может, наврал. А может, и нет.

Люди могут оказаться на улице из-за ужасного события в жизни, а могут и просто так. Лично у меня есть приятели, которых от откровенного бродяжничества отделяет уже почти невидимая грань. Они... не хочется произносить слово «опускаются». Тут другое. Жизнь, знаете ли, часто утомляет. И люди иногда спрашивают себя: «А чего ради я суечусь? А могу ли я прожить без того или этого?»

В Москве есть где жить. Даже в центре из-за бумажной волокиты пустуют дома. И там квартируют разные личности. Люди живут в подвалах. Это могут быть дворники-таджики, а могут быть и художники.

Философ Диоген, в конце концов, жил в бочке. О нем есть такая история: он часто мастурбировал на проходящих мимо женщин. Женщин это, разумеется, возмущало. И однажды его спросили: «Ну как ты можешь? Неужели тебе не стыдно?». А Диоген вздохнул и ответил: «Эх, если бы так просто можно было утолить голод...».

С голодом в наши дни легче. В США даже было такое движение - приличные люди искали еду на помойке. Это было частью дауншифтинга, который тогда только зарождался. Они считали, что в мусор отправляется слишком много хорошей еды. Обыватели, рестораны, офисные работники тратят на еду больше, чем съедают.

В России еще недавно вокзалы напоминали постапокалиптические фильмы. Перед входом на Ленинградский собиралась устрашающая толпа вонючих, покрытых язвами уже не совсем физически людей.

Было страшно. Не потому, что бродяги выглядели опасными - они казались таким коллективным портретом Дориана Грея, тайным зеркалом нашего общества, которое хочет выглядеть лучше, чем оно есть.

В те времена у моей знакомой была соседка, которая подбирала бездомных на улице, приводила к себе домой, мыла, кормила, переодевала. Наверное, она была немного сумасшедшей, но ее трудно судить - она блаженная.

Сейчас на вокзалах нет бездомных. Бомжей, как их стали называть в новой истории. До того были бичи. От слова beach - пляж. Бичей перед Олимпиадой выслали за 100 км от Москвы. Их почти не осталось в городе. В своей советском детстве я помню только горьких пьяниц, которые устраивали у себя в квартирах или комнатах притоны, но бродягами все-таки не были.

Теперь на Тверской есть симпатичные каменные скамьи с елками, и там сидят бродяги нового типа. Совершенно европейские. То есть более чистые, даже в определенном смысле модные. Такое ощущение, будто им то ли квалификацию повысили, то ли привезли иностранных. Даже у их собак хорошие добрые морды.

От различных организаций по городу ездят передвижные кухни, которые раздают еду бедным. И пункты скорой помощи. Бездомные всегда могут получить новую одежду. Это всё происходит незаметно, но происходит.

Есть приюты. Мобильная помощь. Защита прав. Реабилитация алкоголиков и наркоманов.

Есть люди, которым не всё равно, вроде Санкт-Петербургской организации «Ночлежка» - они, кроме прочего, добились отмены уголовной статьи за бродяжничество.

Ведь понятно, что никакие запреты не помешают людям жить так, как они живут. Некоторые бродяжничают умышленно, некоторые - в силу обстоятельств, но пока что в мире примерно 100 млн бездомных. И можно только облегчить им жизнь. Сделать ее более человеческой.

Отношения общества к слабым - очень показательное. Только перепуганный, отчаявшийся и озлобленный жизнью (пусть и не по своей вине) человек будет презирать и осуждать тех, кто низко пал.

Видимо, мы стали добрее. Даже некоторые чиновники стали добрее. По крайней мере они думают о самых уязвимых.

И это поразительно, как необходим людям гуманизм. Еще недавно казалось, что каждый за себя, что человек человеку - хам и свинья, а прошло не так уж много лет, как в России появились благотворительные фонды, организации, и одни помогают больным, другие - бедным, третьи - жертвам домашнего насилия, и геям, и мигрантам.

Нам всем почему-то кажется, что мы живем в государстве, где всё дико и плохо, но ведь нет. Если люди помогают людям и тратят на это почти все свои мысли и чувства, и вот уже видны ясно результаты, то это же просто невероятно здорово.

В конце концов, среди «неприкасаемых» иногда оказываются такие люди, как Чарльз Буковски, который вел, мягко говоря, очень неприхотливый образ жизни. Но описал это совершенно гениально. Так что часто мы просто смотрим не с того угла. Или не смотрим вообще. Отказываемся даже думать, что жизнь есть там, где нет понятных нам критериев.

Не так давно вышел фильм «В диких условиях», который поставил Шон Пенн. Это биография молодого человека, Кристофера Маккэндлесса, который после университета отдал все деньги в благотворительную организацию и начал путешествовать автостопом. У Криса была идея жить без денег, перебиваясь случайными заработками (как настоящий бомж) и просто ездить по стране. Он, к сожалению, умер во время «Одиссеи на Аляску» - от истощения и холода. Но оставил дневник, по которому сделали книгу и сняли кино.

Жить в бедности и без дома - иногда несчастье, а иногда и философия. А временами и то и другое.

Иногда бездомные отвратительны, что уж там. Но, если честно, все люди иногда отвратительны.

В.С. Пусько , доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана

Философия богатства и бедности в современной России

Совершенно очевидно, что в условиях рыночных отношений экономические факторы оказывают все большее влияние на жизнь человека и окружающую его социальную и природную среду. Все люди, как правило, вовлечены в круг хозяйственных забот, постоянно что-то покупают, потребляют, производят, продают, обмениваются продуктами производственной деятельности.
Экономические отношения в цивилизованном обществе всегда оформлены нормативно-правовыми актами. Среди них на одно из первых мест выдвигаются естественные права, полученные человеком с его рождением: право на жизнь, право на свободу труда и занятий, право на личную свободу, право брачного союза, право на свободу совести; права, предоставляемые личности обществом: право владеть собственностью, право вступать в договорные отношения, право на свободу хозяйственной деятельности, право на справедливое распределение доходов, право на неприкосновенность жилища.
Философско-экономический анализ совокупности прав граждан показывает, что они базируются на понятиях, которые являются общими и как для экономики, так и для социальной философии, социологии. К их числу относятся такие понятия как свобода и принуждение, богатство и бедность, рациональность и выбор, труд и отчуждение, желание и потребность, хозяйственная этика, экономическая культура, социально-экономическое неравенство 1 .
Особенно остро в современной России стоит вопрос о социально-экономическом неравенстве, которое заняло ведущее место во всей системе социальных неравенств, достигло несопоставимо больших размеров и продолжает нарастать. Сегодня речь идет уже не только о неравенстве в доходах и размерах собственности, но и об огромных различиях в качестве жизни, характере и условиях труда, уровне образования, медицинского обслуживания, общей культуры, доступности социальных благ 2 .
Одним из ключевых показателей, определяющих социальное здоровье общества, является качество жизни. Качество жизни, как правило, характеризует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, наличие и комфорт жилья, доступность и уровень здравоохранения, образования, модность и доступность одежды, структуру досуга, удовлетворенность характером и содержанием труда, состояние окружающей среды, возможность общения, уровень стрессовых ситуаций.
Российское общество живет в условиях углубляющейся материальной дифференциации. Ощущения материальных потерь, ставшее чрезвычайно приметной чертой массового сознания, превратилось в одну из главных причин сохранения пессимистических настроений, характеризующих изменения в условиях жизни граждан. По данным Института социологии РАН 51,9 % населения России считает, что большинство людей стали жить хуже, чем до реформ, начатых в 1991 году 3 .
Трансформационные преобразования общества, переход к рыночным отношениям, изменившие условия жизни людей, оказали решающее влияние на формирование представлений о господствующих ценностях нынешнего общества. Так, например, если оценка советского прошлого связывается с такими понятиями как честность, порядочность, трудолюбие, то нынешнее состояние общественных отношений определяется наличием богатства и обладанием властью, работой в аппарате чиновников. Сегодня социальная атмосфера насыщена преимущественно духом денег.
Материальные интересы и потребности заслонили собой не только знания, но и трудолюбие, честность, порядочность, отзывчивость, духовность, справедливость и многое другое. Дух потребительства и накопительства вытеснил или свел до минимума прежние моральные противовесы.
Давно доказано, что результативность развития и деятельности личности зависит не только от объективной потребности общества в реализации тех или иных ее качеств, но и от уровня условий, способствующих саморазвитию и самореализации человека, от действенности социального механизма, обеспечивающего определенную степень востребованности знаний, опыта, профессиональной подготовки, творческих способностей индивида. Отсутствие надежного социального механизма, обеспечивающего реализацию объективной общественной потребности непосредственно в деятельности конкретных организационных структур приводит к тому, что проявление инициативы и творчества значительно тормозится ростом потребительства, иллюзиями легкого обогащения (по примеру дутых финансовых пирамид), сомнительным предпринимательством.
Материальное расслоение российского общества объективно привело к появлению относительно небольшого слоя богатых людей и огромного количества бедных. Преодоление бедности выдвинулось в число приоритетных направлений государственной политики. Постановка такого вопроса вполне понятна, поскольку бедность существенно влияет на все стороны жизнедеятельности человека, а в своей крайней форме ведет к разрушению личности.
Родоначальник классической политэкономии А.Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» различал абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность существует тогда, отмечал он, когда рабочий своим трудом не может обеспечить семье уровень, который необходим для воспроизводства жизни. В относительном понимании бедность есть состояние, в котором семья живет без того, без чего считается недостойным обходиться приличному человеку даже низкого ранга. Уменьшение бедности в обществе связано с динамикой экономического развития: устойчивый экономический рост поднимает уровень жизни всех классов и слоев общества.
П.Ж.Прудон считал существование бедности фундаментальным социальным законом. В труде «Философия нищеты» он отмечал, что в докапиталистических обществах уровень благосостояния большинства простых людей находится на постоянном и достаточно низком уровне - на уровне пристойной бедности. Развитие капитализма, распространение корыстолюбия и жажды роскоши привели к еще большему расслоению общества и возникновению ненормальной бедности - нищеты и пауперизма.
К.Маркс, критикуя «Философию нищеты» Прудона, поддерживал его в том плане, что по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность и нищета большинства остальных людей. Прогресс в техническом вооружении производства приведет к безработице, к формированию нищего «избыточного населения». Однако реальное историческое развитие капитализма не подтвердило теорию обнищания К.Маркса.
Вместе с тем и в эпоху «индустриального», «постиндустриального» и «потребительского общества» проблема бедности не исчезла. Даже в высоко развитых странах сохраняются классические бедняки, живущие в основном на пособия. Наряду с ними возник феномен «новых бедных», появление которых объясняется взаимосвязанными процессами изменения характера занятости в современных обществах и модификацией старого социального противоречия между бедными и богатыми в рамках глобализации. Богатство и бедность становятся функциями глобальной экономической системы. Богатые существуют рядом с бедными и во многом, благодаря им. Вместе с тем, наблюдается процесс свертывания институтов социального партнерства между работодателями и работниками, происходит сокращение трудовой деятельности в ее традиционном смысле: массовый переход к работе по несколько часов в неделю, по краткосрочным контрактам 4 .
Каковы же причины такого стремительного материального расслоения общества в России в последние десятилетия?
Одной из главных причин является особенность приватизации в России в 90-е годы, в результате которой были созданы условия для сказочного обогащения небольшой группы людей, которые в считанные годы приобрели огромные состояния далеко не коммерческими путями, а используя установившиеся личные отношения с властью или с семьей того, кто был на ее вершине. В результате этого сложившийся уровень неравенства доходов различных групп населения поражает своими размерами. Так, если в начале рыночных реформ доходы 10 процентов наиболее обеспеченных граждан России превышали доходы 10 процентов самых малоимущих наших сограждан в 4,5 раза, то уже к 2008 году разрыв достиг 17 раз 5 . 10 процентов наиболее благополучных россиян получают почти половину прироста денежных доходов, а на долю 10 процентов самых бедных приходится только 3 процента доходов. Самыми богатыми олигархами России, которые украшают первые строки рейтингов миллиардеров, по данным отечественной и зарубежной печати являются: Алишер Усманов (S 18 млрд.800 млн.), Владимир Потанин (S 14 млрд. 500 млн.), Вагит Алекперов (S 13 млрд. 500 млн.), Михаил Прохоров (S 13 млрд. 200млн.), Роман Абрамович (S 12 млрд. 200млн.) 6 . Причем процесс имущественного расслоения продолжается. Такая тенденция вступает в явное противоречие с положением в индустриально развитых странах, где разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан сокращается.
Более того, сложившийся в России слой олигархов не довольствовался своим положением в экономике, а практически стал заправлять делами в государстве, формировал экономическую, финансовую, внешнеэкономическую политику, назначал своих людей на командные должности, оказывал серьезное влияние на законотворческие и нормотворческие процессы 7 .
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в эти годы формировался и другой слой новых предпринимателей, которые обрели значительные состояния не в результате скандальной приватизации, махинаций на рынках, преступного сговора с представителями власти, а нормального ведения бизнеса, процессов концентрации и централизации их капитала.
Вторым важным фактором имущественного расслоения граждан страны явилось то, что преобладающая часть крупных бизнесменов вкладывала свои средства не в производство, а в высоко прибыльную добычу энергоносителей и экспорт их в другие страны. Перелив доходов крупных олигархов в промышленное, сельскохозяйственное, строительное, дорожное производство оказался ничтожно малым. В ряде естественных монополий огромные средства, полученные в виде доходов, направлялись на строительство престижных зданий, распределялись среди высшего персонала менеджеров, тратились на оплату грандиозных банкетов, отдыха на дорогих курортах, а не выделялись на замену устаревшего оборудования (в тех же нефте- и газодобывающих отраслях), на внедрение новейших технологий в производственные процессы.
Крен в сторону экспорта энергоносителй породил парадоксальную ситуацию во внутреннем потреблении газа и нефтепродуктов. Так, страна, которая имеет треть общемировых запасов газа, занимает первое место в мире по его добыче, сама газифицирована на 62 процента. Кстати, приграничные с Россией Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша газифицированы российским газом на 95 процентов 8 .
Серьезную опасность развитию страны вызывает принявшая большие масштабы монополизация ряда отраслей сложившимися компаниями. Так, например, свыше 80 процентов нефти добывается и более 75 процентов перерабатывается пятью компаниями; 70 процентов авиационного грузооборота осуществляется четырьмя перевозчиками; 90 процентов калийных удобрений производится двумя компаниями. Усилия федеральной антимонопольной службы, ведущей борьбу с тенденцией монополизации рынков мало успешны.
Серьезной причиной нестабильности экономического развития является отсутствие прозрачности в использовании как выделяемых из бюджета средств различным компаниям, так и полученных в ходе финансовой деятельности. Так, например, «Роснанотеху» в конце 2007 года было выделено из федерального бюджета более 5 млрд. долларов на разработку и внедрение высокотехнологичных проектов. Однако в июне 2008 года они были размещены в качестве «временно свободных средств» на депозитах восьми банков, а не использованы по целевому назначению. Если государственный внешний долг России постепенно сокращался, то только в 2008 году быстрыми темпами увеличивался внешний корпоративный долг, который составил на конец года 488 млрд. долларов США. Это создало серьезную зависимость экономики страны от притока средств из-за рубежа, что чревато финансовыми трудностями, особенно в условиях мирового кризиса 9 .
Мировая финансовая ситуация привела к тому, что реальный сектор российской экономики почувствовал острую нехватку средств. Решение о передаче значительных государственных ассигнований в реальный сектор экономики было поручено более ста коммерческим банкам, которые в свою очередь получали деньги от крупных государственных банков. На поддержку этих банков государство выделило 6,5 трлн. рублей, а на повышение социальной защищенности населения в 14 раз меньше. Вскоре оказалось, что государственные средства многими банками конвертировались в валюту и вывозились за рубеж. Эта ситуация заставила проводить политику жесткого государственного диктата в отношении банков, получающих государственные средства. На это особо указал прежний Президент РФ Д.А.Медведев в своем послании Федеральному собранию.
Почти не оправдала себя и так называемая «плоская» шкала подоходного налога. За время ее применения масштабная легализация доходов граждан фактически не наступила. Более того, темпы прироста личных состояний наиболее богатых россиян многократно превысили темпы прироста уплачиваемых ими налогов. Как справедливо подчеркивает Е. Примаков в своей книге «Мир без России?» в нашей стране при введении прогрессивной шкалы налогообложения, скажем до 20 процентов, можно было бы вообще освободить от подоходного налога тех, кто живет ниже официально определяемой черты бедности 10 .
Следует констатировать, что борьба с бедностью в России, как правило, ограничивается небольшими прибавками к пенсиям и зарплатам бюджетников. Это не приводит к преодолению тяжелого материального положения пенсионеров, получающих в виде пенсий лишь 25 процентов от зарплаты. В стране около 35 процентов лиц находятся ниже или рядом с чертой прожиточного минимума, причем это семьи работающих с одним или двумя детьми, или пенсионеры, а в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получают более двух третей работников. Следует заметить, что в последнее время, фактически сразу после вступления России в ВТО, значительно выросли цены на все энергоносители, на самые потребляемые основной массой населения продукты питания - хлеб, крупу, молоко, яйца, на проезд во всех видах транспорта, на товары и услуги первой необходимости, на ЖКХ, причем некоторые кампании умудряются получить деньги за ЖКХ дважды.
В условиях постоянно меняющейся ситуации, явного сращивания части госслужащих с бизнесом, расцвета коррупции, которая превращается в эпидемию, многочисленные слои населения так и не смогли приспособиться к крайне запутанной рыночной стихии. Многие россияне, не имея соответствующей государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни и скатились за грань бедности и нищеты, или пополнили ряды малообеспеченных слоев.
В данном случае адаптация рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и общества, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. При этом важнейшим компонентом становится согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, то есть процесс и результат перестройки деятельности и поведения индивида в ответ на новые требования среды.
Современное социальное неравенство воспринимается как зло и крайне нежелательный в обществе феномен. Отношения между бедными и богатыми трактуются как достаточно конфликтные. Глубокий социальный разлом приводит к сохранению напряженности между полярными частями общества. В конце прошлого года газета Аргументы и факты провела Интернет-опрос среди населения нашей страны. Был задан один вопрос: Как вы относитесь к олигархам? 57 процентов опрошенных особых чувств к ним не испытывают, 33 процента - презирают, 6 процентов - завидуют, 4 процента - восхищаются. В то же время, по данным социологов примерно 22 процента взрослых россиян выражают сегодня уверенность, что между бедными и богатыми возможно взаимопонимание и сотрудничество 11 .
С социологической точки зрения справедливым представляется такое общество, в котором многочисленны средние слои, социальная дистанция между ними и верхними слоями невелика, уровень мобильности населения высок, а низшие слои населения составляют меньшинство членов общества. Именно это гарантирует, если есть социальная защищенность слабых, спокойствие и социальную интеграцию.
Учитывая всю глубину пропасти между бедными и богатыми, огромное подозрение общества к богатству и бизнесу, финансово-экономическим кругам, видимо сложно рассчитывать на их полное доверие и взаимопонимание, но компромисс между бедностью и богатством при соблюдении ряда основополагающих условий вполне возможен.
Важнейшим условием такого компромисса в современной России является переход к социально ориентированной экономике, направленной на рост благосостояния россиян. Выдвижение и постепенная реализация четырех национальных проектов - по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства направлены на подъем уровня жизни населения. Это может как то снизить разграничительную грань между бедными и богатыми в современной России.

Литература

Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. М.: 2013. -430 с.
Глухов В.В., Окрепилов В.В.Управление качеством жизни.СПб.: 2008. -482 с.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М.: 2011. - 671 с.
Зиятдинов Ф.Г, Зиятдинов А.Р. Государственное регулирование качеством жизни в условиях рынка. Казань, 2009. -204 с.
Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. Ежегодник. Выпуск 7. М.: ИС РАН. 2008. с.96-112.
Петухов В.В. Социальное самочувствие россиян // Вестник РАН. 2007. № 6.
Примаков Е.М. Мир без Росси? К чему ведет политическая близорукость. М.: 2009. - 321 с.
Ржаницина Л. Новый этап социальной политики в России // Вестн. Ин-та экономики РАН, 2009. № 1. с.35-52.
Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара. 2007. - 196 с.

1 См. подробнее. Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара, 2007. - 197 с.
2 См.: Россия в глобализирующем мире: социальные аспекты. - М.: ИСЭПН РАН, 2006
3 См.: Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. В Кн. Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. -М.: ИС РАН. 2008, с.102.
4 См.: Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. -Самара, 2007. 196 с.
5 См. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. -М.:2009, с. 133.
6 СМ.: Аргументы и факты. 26.IХ-2.Х.2012. № 39.
7 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.101-104.
8 См.: там же, с. 122.
9 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.124-127.
10 Примаков Е.М. Мир без России? С. 134.
11 См.: Аргументы и факты 2012, № 39; Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. С. 117.

Дорогие друзья, здравствуйте! По результатам нашего опроса читателей блога, 75% людей интересуется темой привлечение денег в свою жизнь!

Именно поэтому мы решили написать серию статей по теме денег. И сегодня мы поговорим о важной составляющей, без которой привлечение денег в свою жизнь будет не возможно! Что же это?

Это философия бедности!

Бедность – это тип мышления человека, такая картина мира, которая имеет несколько стойких характеристик…

1) В мире есть ограниченное количество денег и если они у кого-то появляются, то у кого-то их становится меньше. То есть если у меня мало, значит у кого-то больше. Соответственно, если я сейчас заработаю, значит, я заработаю за счет кого-то и у кого-то их станет меньше.

2) Деньги еще никого не делали счастливыми, потому что чем больше денег, тем соответственно больше проблем. И чтобы вообще было много денег, нужно стать плохим человеком. Потому что хороший честный человек – это тот, у кого в принципе немного денег.

3) Если у кого-то есть деньги, то почему не у меня? То есть бедный человек не может искренне радоваться за успехи других людей. По умолчанию они у него сначала вызывают негодование и зависть. То, что называется завистью, — это как раз и есть отражение реальности бедного человека. Он считает, что другие люди не достойны владеть этими деньгами. Если у него нет денег, значит, другие не достойны их иметь. Если они у кого-то есть, то это несправедливо.

4) Человек не ценит свое время, а как следствие не ценит время других людей. Потому что бедный человек ставит деньги гораздо выше, чем время. Человек не верит в то, что он может использовать время таким образом, чтобы заработать большее количество денег. Человек считает, что у него есть определенная зарплата, к примеру, 15 000 рублей, и соответственно для него правильная дорога – это покупать дешевые продукты, экономить, все делать так, чтобы тратить меньше. Но ни в коем случае он не думает о том, как создать себе еще какие-то источники дохода либо заняться чем-то другим.

Я перечислил некоторые элементы, которые характеризуют бедного человека. Если вы нашли те или иные отклики у себя, то это тревожная лампочка. Это значит, что вы находитесь в капкане бедности. И могу сразу же сказать хорошую новость – так как это исключительно картина мира данного человека, то есть это то, как вы думаете, это значит что это поддается коррекции. И каждый человек может ее изменить, подкорректировать ее и стать более богатым человеком.

Еще больше упражнений по обретению уверенности в себе и повышению самооценки в моём клубе «Привилегия»! Постоянная поддержка и помощь единомышленников в решении жизненных и психологических проблем. Приходите, у нас всегда есть о чем поговорить!
Вот ссылка

>>> Скоро мы поделимся с вами той информацией, которая позволит Вам привлекать деньги в свою жизнь! <<<
НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Все отзывы предоставлены нашими учениками - реальными людьми. Мы не гарантируем, что вы достигнете такого же результата. У каждого свои индивидуальные особенности и свой путь, которым нужно пройти самому. Мы вам в этом поможем!

  1. станислав
  2. Алтына
  3. Любовь
  4. сергей
  5. Оксана
  6. Lyubov
  7. Маргарита
  8. Свет
  9. Любовь
  10. Алексей

Ну, как все по блогу поняли, у меня была парочка весёлых годков. На самом деле это веселье затянулось аж с 2013 года, когда судьба от меня требовала переоценки ценностей и принятия решений на тему, кем я хочу быть и куда я хочу идти. Но так как я двоечник, то накрыло меня позжее.

И сейчас я продолжаю проходить разные уроки. Но как вы думаете, что значит пройти урок жизни? В первую очередь это означает осознать происходящее. Всё, чему учат все учения (если они нормальные) — осознавать себя и мир вокруг настолько, чтобы чувствовать и понимать то, что с тобой творится и самостоятельно делать выводы о том, как на это всё реагировать. Когда человек шо-нибудь зажирает или бухает, или торопится, потому что боится остаться с собой наедине из-за своих проблем — то он убегает от осознания. А когда перестаёт бояться и заглядывает внутрь себя — то осознаёт. А когда ты себя знаешь — то ты знаешь, что делать.

И по прежнему напоминаю, что все такие посты — это лишь мой личный опыт и мои личные выводы, а не некая догма по которой надо поступать, чтобы было щастье. Я поднимаю эти вопросы, чтобы дать людям пищу для ума, а не руководство к тупому повторению.

Итак, следующее, что я знал лишь в теории ранее и с чем я столкнулся сейчас лицом к лицу — это нищенская философия экономии . Обычно те, кто её исповедуют, постоянно ноют что денег мало, что всё дорого и самое прикольное и забавное — что они никак не могут выйти на свой уровень денег- тот, которого они заслуживают или хотят — а так и остаются нищебродами.

Сейчас я на некоторое время сам ввалился в такое же состояние, чтобы его прочувствовать и вам всем рассказать. Состояние это противное, потому что ты вместо того, чтобы жить настоящим, начинаешь уваливаться в будущее, причём не мечтая о хорошем, а страдальчески (как старая бабка) думая о том, что «Ну вот как-нибудь, когда будут деньги»… Когда ты так думаешь — то ты начинаешь делать что? Откладывать все свои желания нафиг. В сторонку.

Поток денег работает по принципу «Сколько хотел, столько и дали». И я это дело проверял. Вот сейчас я хочу себе терминал сбора данных и крутой принтер для маркировки — и мне на них начинает идти поток хороших щитов. А вот три настольных лампы по тыще каждая я всё пытаюсь купить с августа с мыслями «Ну вот это со свободных денег» — и денег этих нет. Просто нет. Всё куда-то уходит.

Правда, народ у нас и перегибать любит: зарабатывать деньги ради денег, а не ради того, чтобы их вкладывать в свои желания. Это тоже плохо, равно как и откладывать желания.

Но в чём ещё одно западло такого откладывания желаний? А в том, что весь мир работает аналогично по принципу «Запрос — Ответ» (может как-нибудь тоже напишу пост). И если человек начинает слать миру запросы вида «А вот надо как-нить денег хоть немного» — то ему будут попадаться такие же клиенты, которые точно так же рассуждают про щиты: «А вот бы щит… хоть небольшой бы».

Помните ? Вот он расставался со своими 27..28 тыр, как будто от сердца отрывал. Можно сказать, что мы с ним друг друга чуть было не нашли как два человека с нищенской философией: я мог бы адски бюджетить щиток и думать что-то вида: «Ну ладно уж… что делать, хоть так как-нибудь». А он был даже в обюджеченом щитке считал рубли.

Если очень долго начинать жить в нищенской философии, то начинаешь спускаться чуть ли не на уровень и жить от зарплаты до зарплаты и начинает хватать только на еду. После этого ты ещё больше откладываешь свою жизнь, перенося её в будущее, и в итоге сваливаешься в самый низ, до пиздостраданий и мучений. Помните советских стариков, где основным мерилом было не сделанное, а количество страданий? Помните эту философию, что если человек не страдал и не мучился — то он не работал и ни хрена не сделал?

Кстати, эта штука, внедрённая в подсознание и родила поколение директоров-идиотов, которые увольняли сисадминов за то, что они сидят и ничего не делают, когда сетка работает. Или тех руководителей, которые считали, что работник должен как следует ##ться потому что если он работает легко и приятно — то он расслабится и будет косячить.
И отсюда же пошло, как следствие правило что свою работу надо ненавидеть.
Вы представляете? Надо ненавидеть свою работу. Это вообще нормально?!

Мысль третья. Мы творим мир вокруг нас. Какой мир мы будем творить вокруг нас с таким подходом? Мир, где будет пыль, гавно и робкие мечты о будущем. И к нам будут притягиваться такие же люди-заказчики. А ещё мы будем проецировать на них свою философию и думать, что у заказчика нет денег, и что ему тоже надо как-то сделать щиток побюджетнее.

Вот тут я сильно офигел, ага! Когда я в 2013-2014м году делал трёхфазные щитки только на дифах, то ко мне клиентов отбоя не было. А сейчас, когда стал нищенски рассуждать, то щитки на дифах — это редкость и чуть ли не робкий праздник! И постоянно идут бюджетные трёхфазные щитки. И я уже чуть было с таким (позором) не смирился! Хорошо, что вовремя заметил и начинаю исправлять ситуацию.

И это будет замкнутый круг, пока его не разорвёшь сам. За тебя это никто не сделает и откуда-то просто так с неба ничего не свалится: можно прождать долго, но ждать этого бесполезно. Что можно порекомендовать?

Во-первых, заглянуть внутрь себя и разобраться со своими желаниями. Чего ты сам действительно хочешь, если тебя не сдерживать. О чём мечтаешь. Надо начать мечтать и вырисовывать внутри себя эти желания так, как будто они уже исполнились.

Во-вторых, придётся как следует править самооценку, чтобы понять, что ты — специалист. Что ты делаешь что-то хорошее, важное и нужное для людей. Что это стоит не копейки, а определённую сумму (про щиты я это рассмотрю в одном из постов) и что в эту сумму входит. Если это сделать тяжело — потому что кому-то действительно может быть тяжело переломить то, чем он мог жить несколько лет — то надо понять, что твоя работа полезна, что она делается на много лет вперёд и поэтому должна стоить дорого: сумма этой работы растянется на года, которые продукт будет служить.

Подведём итоги. Главное правило: как ты рассуждаешь — так и живёшь и такие люди и притягиваются к тебе. Если ты сам веришь в то, что у тебя нет денег и что надо делать щиты подешевле — то ты именно это и будешь делать. Вселенная работает по простому и буквальному принципу: «Что просил — то и получил!».

Случайные статьи

Вверх