Икона спас всемилостивый. Город Тутаев или Романов-Борисоглебск, разделённый Волгой В чем помогает

Живописный городок Ярославщины - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск).
Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
Состоит собор из двух храмов - нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний - Воскресенский - храм и окружающая его с трех сторон галерея - спустя несколько лет. Высота нижней церкви - 5 метров, верхней - 13,5 метров (до купола 24).


В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.


Воскресенский собор.Тутаев

Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась "небом") деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке - раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.


За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.


В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.


С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время - его копия.Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой - «переезжает» в нижний, отапливаемый.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой - целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.


Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая - это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая - икона "Прибавление ума" в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
Третья святыня Тутаева - могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.



Я давно хотела посетить Воскресенский собор в Тутаеве..и вот,наконец-то,такая возможность нам представилась.На работе нам организовали поездку и на Крещение Господне мы поехали в Воскресенский собор...Впечатление было неисгладимое....
Правда фотографировать нам не разрешили и поэтому фотографии я нашла на просторах интернета...Мне захотелось и вас познакомить с этим святым местом нашего края....

Живописный городок - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск) .
Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.
Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса» . Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Существует давняя традиция: с любовью и молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. В киоте под иконой устроено специальной окошко. Ежедневно под образом проползают многие люди. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
Икона - Образ Спаса Всемилостивого
Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве Главная святыня Воскресенского собора - чудотворная икона "Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса". Эта огромная, около трех метров, потемневшая от времени икона принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Сначала икона принадлежала мужскому монастырю Борисоглебска (правый берег современного Тутаева) и помещалась в куполе (была "небом") обители... В 18 веке икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет она вернулась. Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. В том месте, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, на реке Ковать забил целебный родник... Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.

Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

Осенью 2010 года Воскресенский собор посетил Патриарх Кирилл.

Одним из самых почитаемых образов Христа на Руси является икона Спаса Всемилостивого, которая была создана примерно в двенадцатом веке, во времена правления во Владимиро-Суздальском княжестве Андрея Боголюбского. Он был после смерти прославлен в за свою набожность и праведную жизнь.

Благочестивый князь

Благодаря этим же качествам правитель получил прозвище Боголюбский. Он был сыном знаменитого основателя Долгорукого. При нём Владимиро-Суздальское княжество находилось в небывалом до тех пор состоянии процветания и благополучия.

Создание иконы Спаса Всемилостивого тесно связано с другим почитаемым на Руси образом - ликом Божией Матери с младенцем Иисусом. Предание повествует о том, что во время сражения войск князя Андрея Боголюбского с ордами волжских болгар в рядах русских воинов находились священнослужители, которые несли чудотворную икону.

Торжество молитвы

Над неприятелем была одержана уверенная победа. Когда князь со своими войсками возвратился в лагерь, то он заметил, что от изображения Пресвятой Девы исходило сияние. В это же время византийский император, который находился в дружеских отношениях с Владимиро-Суздальским правителем, победил в сражении с хазарами.

Обе битвы были выиграны благодаря усердной молитве Богу перед чудодейственным образом. Выйдя победителями, правители рассказали о сиянии, исходившем от икон, друг другу в своих письмах. Они условились установить в честь этих событий праздник, который отмечается и поныне первого августа по старому стилю и четырнадцатого по новому. Он совпал с Днем происхождения честных древ Креста Господня.

Вседержитель

По повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского была также написана икона Спаса Всемилостивого.

Этот образ относится к иконографическому типу, который именуется специалистами "Вседержитель". Данные изображения создаются с целью прославления благих дел господних и призваны показать, что не существует ничего, что Всевышний не смог бы сделать ради своей любви к людям.

На таких иконах Сын Божий обычно изображается в полный рост или же полотно является поясным или погрудным образом Иисуса Христа. В левой руке он держит Священное Писание в виде книги или свитка. Правой же Спаситель благословляет православных христиан традиционным жестом.

Тутаевский образ

За время существования иконы Спаса Всемилостивого с неё было сделано множество списков. Одна из самых известных копий находится в городе Тутаеве.

Этот населённый пункт до Октябрьской революции носил название Романов-Борисоглебск и был образован в девятнадцатом веке из двух других поселений, названия которых составляли его имя. В настоящее время город входит в Ярославскую область. Издревле Борисоглебск славился художественными традициями.

Здесь творили свои бессмертные произведения многочисленные Так, в пятнадцатом веке для местной церкви, освященной в честь святых Бориса и Глеба, была написана икона Спаса Всемилостивого. Этот образ Спасителя представляет собой погрудное изображение Сына Божия, который левой рукой касается открытого Евангелия, а правая его рука поднята для благословляющего жеста.

Особенности иконы

Создатель этого полотна является последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублева, поэтому образ написан в подобной манере. По периметру изображения находятся небольшие облачка. Некоторые исследователи считают, что непропорциональный размер Евангелия и левой благословляющей руки Христа свидетельствует о том, что художник изначально намеревался создать икону другого типа.

Живописец только во время работы переменил свой первоначальный план и пририсовал некоторые элементы. До революции образ покрывала серебряная риза. Голова Спасителя была увенчана золотым венцом. Это убранство было конфисковано в начале двадцатых годов прошлого века, в ходе кампании по изъятию ценностей, хранившихся в церквях. Изначально данный образ предназначался для купола храма, так называемого неба.

История святыни

Позднее икона была перенесена в придел собора, посвященный двум святым князьям из семейства Рюриковичей - Борису и Глебу. Спустя некоторое время икону Спаса Всемилостивого поместили на главном иконостасе собора. В восемнадцатом веке ростовский митрополит Арсений приказал после реставрации перенести образ в его резиденцию. Этот патриарх был вскоре разжалован из своего сана за критику в адрес политики императрицы Екатерины Второй.

После смещения с должности он стал простым монахом и провел остаток своих дней в монастыре. Икона, которую по его приказу привезли в кабинет, находилась в патриаршей резиденции еще около полувека. Когда же образ решили вернуть в Борисоглебск, то его пристанищем стал уже не в храм Святых Бориса и Глеба, а Воскресенский собор. Икону Спаса Всемилостивого доставили в город специально организованным крестным ходом. За несколько вёрст до места назначения процессия остановилась, чтобы омыть запылившуюся в дороге святыню.

Традиции

По преданию, на этом месте возник чудодейственный родник, который существует и поныне. Это событие получило отражение в церковной традиции. Ежегодно в десятое воскресенье после праздника Пасхи совершается крестный ход, во время которого из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится и с процессией проходит по всему городу.

До конца девятнадцатого столетия маршрут этого крестного хода пролегал только по правой стороне реки. А во время празднования девятисотлетия Крещения Руси была установлена традиция проходить и по другому берегу.

След многих веков

Икона Спаса Всемилостивого в Воскресенском соборе была написана в пятнадцатом веке знаменитым иконописцем. Этот мастер известен своей праведной жизнью и прославлен после смерти в лике святых Русской земли. На фото иконы Всемилостивого Спаса заметно, что изображение сильно потемнело от времени. Это произошло по той причине, что по технологии пятнадцатого века все лики покрывались сверху подсолнечным маслом. То же самое произошло и с другими образами главного храма мужского монастыря города Борисоглебска, к которым в то время принадлежала и икона.

Спустя несколько веков все они были очищены от подсолнечного масла. Только икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве осталась при своём внешнем покрытии. Из-за этого образ заметно потемнел за несколько веков своего существования. Однако это обстоятельство не уменьшает эффект, который икона производит на людей, молящихся перед ней.

О паломничестве к иконе

К данному образу регулярно совершаются как групповые, так и индивидуальные паломничества и экскурсии, проводящиеся некоторыми организациями. Тутаевская икона Спаса Всемилостивого производит колоссальное впечатление в связи со своими огромными размерами.

Ее высота достигает трёх метров. В данный момент образ помещен на специальной металлической конструкции, которая позволяет в дни, когда устраивается крестный ход, переносить икону. Также под иконостасом, на котором находится чудодейственный образ, располагается лаз, через который по традиции проходят на коленях все желающие посетители храма. За многовековое существование этого прохода в полу под иконой протёрлись две полосы от коленей молящихся.

Икона Спаса Всемилостивого. О чём молиться перед ней?

Считается, что данный образ способствует сердечной молитве о здоровье как телесном, так и душевном. Необходимо, однако, помнить о том, что обращаться необходимо именно к Господу Богу, который изображён, а не к самой иконе как таковой. Лик Иисуса Христа призван способствовать правильной молитве. Такой может называться лишь та, которая совершается с должным покаянием, смирением и благоговением.

То есть она должна произноситься небездумно. Человеку, обращающемуся к Богу, необходимо находиться в состоянии сосредоточения на своём общении с Всевышним. Следует также помнить, что само слово "молитва" является однокоренным глаголу "молить", то есть слезно просить о чём-либо. А значит, это не просто беседа с Господом Богом или каким-либо святым, а именно обращение, имеющее характер сердечной просьбы.

Гордость города

В котором находится ныне икона Спаса Всемилостивого, является главным храмом этого населенного пункта. Он возвышается над остальными постройками и служит архитектурной доминантой. В данном храме существуют две церкви - верхняя и нижняя.

Первое помещение не отапливается. Икона находится там только в тёплое время года. В нижний же храм чудодейственный образ переносится зимой.

Иконы в Кижах

Широко почитается в народе икона Спаса Всемилостивого.

Молитву этому образу можно принести не только в Тутаеве. Множество списков с чудотворного изображения находится и в других городах России. Известно, что некоторые космонавты перед своими внеземными экспедициями приезжали помолиться перед святым образом в Тутаев. Однако икона Спаса Всемилостивого существует не только в этом варианте.

Известно изображение с таким же названием, которое находится в городе Кижи. Точнее будет сказать, что в этом населенном пункте изначально находились два образа. В одной из церквей данного города до революции была икона Спаса Всемилостивого, которая имела богатый золотой киот, а также ризу, выполненную из драгоценных материалов. К святому образу был подвешен крест на ленте.

Защита от врагов

Сегодня сохранилась только одна икона Спаса Всемилостивого в Кижах, которая находится в другом храме города. Это изображение Спасителя, где на заднем фоне нарисованы несколько святых, а также детали пейзажа. Все нюансы картины прописаны предельно четко, в искусной тонкой манере. Из этого можно сделать вывод о профессионализме живописца.

Написание икон в Кижах датируется специалистами примерно концом шестнадцатого века. Это было время нападения на Русь литовских и польских войск. Иконы были защитницами города от иноземных захватчиков. Крестные ходы с этими образами регулярно проводились вокруг населённого пункта для его освящения.

Иконы Спаса Всемилостивого как в Кижах, так и в Тутаеве относятся к одним из самых почитаемых изображений Иисуса Христа среди православных людей всего мира. В чем помогает икона Спаса Всемилостивого? Она содействует правильному настрою на молитву о здоровье.

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота - 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад - покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Об иконах в православии:

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор , который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии . На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Значение иконы

Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.

Икона «Всемилостивый Спас»

С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Икона Всемилостивый Спас

На берегах Волги в городе Романове-Борисоглебске (нынешнем Тутаеве) стоит прекрасный храм Воскресения Христова. В нем хранится великое сокровище – наследие Святой Руси – икона Спаса Вседержителя. Это самое большое изображение Лика Спасителя в России – размеры иконы около трех метров в высоту и ширину. Икона была написана в XIV–XV веках и с тех пор не поновлялась, поэтому образ поначалу плохо виден под потемневшим слоем олифы. Но по мере того, как вглядываешься в него, Лик Спасителя начинает проступать из глубины веков в мерцающем свете лампад и свечей.


Ныне он свободен от окладов и риз, от рам и стекол, так часто создающих преграду между образом и молящимися пред ним. Драгоценный венец вокруг Лика лишь усиливает впечатление. Это образ поразительной силы – здесь чувствуешь себя стоящим пред Живым Богом. Икона находится слева напротив фрески западной стены храма с изображением Страшного Суда Божия. Все внутреннее убранство церкви – старинный иконостас, древние иконы и скульптуры, дивные фрески – помогает воспринять глубину образа. Этот храм будто специально был построен для того, чтобы стать вместилищем и хранителем великой святыни нашей земли. Cогласно местному преданию, образ был написан в конце XIV века и находился в потолке (куполе) деревянного храма мужского монастыря. На месте этого храма в 1652 г. началась постройка шатровой каменной церкви (уже приходской) во имя Смоленской иконы Божией Матери. Но в 1670 г. своды храма треснули, и спустя 8 лет ярославские мастера возвели на том же месте новый храм – Воскресенский, куда и поместили икону.


При посещении храма в 1749 г. митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидев эту икону Спасителя, распорядился взять ее в свой архиерейский дом, где она и находилась более 40 лет. В 1793 г. при архиепископе Ростовском Арсении Верещагине (1783-1799) по просьбам жителей Борисоглебска святыню разрешили перенести в родной город. На руках от самого Ростова несли люди свою икону. Не доходя до города трех верст, они остановились близ ручья Ковати и решили обмыть образ от дорожной пыли и потом уже нести его в город. И на том месте, где стоял образ, и до сего дня бьет ключ чистой воды, почитаемой святой и целебной. Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск совершилось 18 сентября 1793 г.

В память этого события на образ был сделан драгоценный венец. Борисоглебский образ Спасителя очень любили и почитали в дореволюционной России. Четыре раза в году десятки тысяч паломников со всех концов России собирались в Романове-Борисоглебске, чтобы молитвенно участвовать в торжествах, посвященных иконе. Два раза в году образ Спасителя носили с Крестным ходом вокруг города по обеим сторонам Волги, для чего имелись огромные (до сих пор сохранившиеся) носилки. Это происходило в десятое воскресенье по Пасхе – местный праздник иконы – в воскресенье перед праздником святого пророка Илии 20 июля (2 августа).

Кроме того, дважды в году образ переносили из летнего Воскресенского собора в зимний – во имя Смоленской иконы Божией Матери – и обратно. Совершался этот перенос в последнее воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери и в воскресенье перед праздником святителя Николая. Особое празднование образу совершается 1 (14) августа в день празднества Всемилостивому Спасу.


Замечательно написал о Борисоглебском образе Спасителя Ю. Шамурин в 1912 году в первом выпуске «Культурных сокровищ России», посвященном городам Ярославской земли: «Почти саженный, темный и строгий лик, окаймленный золотом резной рамы, одиноко вырисовывается в перспективе храма. В папертях светло и просторно, снопы лучей льются в окно, оживляют бархатные тона фресок… Каково бы ни было происхождение образа, он необыкновенно уместен в соборе XVII века: он дает выразительный контраст с радостной красотой окружающего, углубляет и обосновывает ее.

В храме, воплощающем миропонимание и художественные стремления XVII века, он является отзвуком прежних веков – тревожных и грозных. Если в Борисоглебских стенописях мы узнаем о кроткой и безмятежной душе художников XVII века, то страдающие и строгие глаза Спаса напоминают о другом искусстве, более древнем, но и более вдохновенном, воплотившем трепетное смирение народа-страдальца. Спас грозный и страдающий, проникновенно глядящий широко открытыми печальными глазами, – весь лик, незабвенно прекрасный своей одухотворенностью, свидетельствует о иконописном мастерстве XV и XVI веков… Не только небесная строгость, но и любовь, не только Божественное величие, но и земное страдание, жалость к грешному и беспомощному человечеству исходит от лика Борисоглебского Спаса… Неясны и условия, создавшие в захолустной глуши Поволжья дивный храм; перенесенный в Москву, он был бы лучшим ее украшением.


Ни Москва, ни богатый Ярославль, несмотря на ревностное храмоздательство, не сумели создать таких колоссальных памятников; в каждой детали Воскресенского собора проглядывает щедрость, широкий размах, творческий восторг, – словно не хотели знать удержу люди, решившиеся прославить родной город невиданным в округе храмом… Стоя перед Воскресенским собором, совершенно непосредственно ощущаешь тишину, спокойствие русского церковного зодчества… Торжественная красота его охватывает с первых же шагов. Едва минуешь двери крыльца, идущая кверху лестница с нависшими расписными сводами сразу сбивает внимание с позиции равнодушного наблюдения и вызывает какой-то благоговейный интерес… Когда двери, ведущие из паперти в церковь, открыты, за ними расстилается перспектива обширного храма, залитого стенописью, с мерцающим вдали золотом иконостаса, с просторными легкими сводами. Из западной галереи виден стоящий недалеко от входа огромный образ Нерукотворенного Спаса…».


Юрий Шамурин назвал икону образом Нерукотворенного Спаса, и это не ошибка. Хотя иконографически икона написана как образ Спаса Вседержителя, внутренне он неразрывно связан с образом Нерукотворенного Спаса и раскрывается духовному взору именно как Нерукотворенный Лик Спасителя. Лик Спаса Вседержителя, что в Романове-Борисоглебске, написан был в то самое время, когда среди правителей русских княжеств царили небратолюбие, междоусобицы и предательство, поэтому в нем отразилась боль Русской земли, великая печаль о разделении рода человеческого, об ужасах войн и страданий народных.

XIV век – время жестоких татарских нашествий и кровавых междоусобиц, но это и время величайшего подъема духовности на Руси, расцвета монашеского делания, когда на Севере Русского государства явилась миру великая Русская Фиваида во главе с преподобным Сергием Радонежским – игуменом Русской земли, ее взбранным воеводой, молитвенником и защитником. Эта глубина и сила святости нашего XIV века, явившего сонм великих святых подвижников, также воплотилась в образе.

Знаменательно, что этот образ явился на Ярославской земле. Ярославль был основан ростовским князем Ярославом Владимировичем (978–1054) – сыном святого равноапостольного князя Владимира. По преданию, сам князь боевым топором зарубил священного медведя язычников и приказал срубить над Волгой деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Своей законодательной деятельностью, заботой о распространении христианства, просвещении народа, внутреннем благоустройстве и безопасности Руси он так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого. В его княжение Русь стала равноправной державой среди европейских стран. Ярослав был женат на дочери шведского короля Олофа Шётконунга Святого – Ингигерде (в крещении Ирина), которая после кончины мужа приняла монашеский постриг и прославилась в лике русских святых как преподобная Анна Новгородская.

Киев времен Ярослава Мудрого иностранцы считали соперником Константинополя. В своем завещании, разделив Русскую землю между сыновьями, Ярослав предостерегал их от междоусобиц и призывал жить в любви и братстве. Ярославская земля прославилась своими святыми князьями. Среди святых земли Ростово-Ярославской имена Ярославских чудотворцев – святых благоверных князей Василия, Константина, Феодора и чад его Давида и Константина, а также угличских чудотворцев – благоверного князя Романа и царевича Димитрия. Ярославские князья никогда не претендовали на ведущую роль в Русской земле; они сразу и бесповоротно стали на сторону Москвы в ее борьбе за объединение русских земель. Со времен Ивана Калиты они были постоянными союзниками Москвы.


Древний Романов-Борисоглебск расположен в пятидесяти километрах выше Ярославля на обоих берегах Волги, вдоль прибрежных скатов, достигающих сорокаметровой высоты. Это одно из самых поэтичных и запоминающихся мест нашей земли, где раскрываются глубина России, ее дух, история и судьба. Сохранившиеся до наших дней многочисленные храмы являются одной из самых ярких страниц русского зодчества XVII века. Волга делит город на две части, до конца XVIII считавшиеся разными городами. Древнейший из них – левобережный Романов – основан в середине XIII века по указу святого благоверного князя Романа Угличского (+ 1285 г., память 3/16 февраля).

«Князь Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался. Потом, призвавши мастеров и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив ее, на высоком берегу Волги, заложил соборную церковь во имя Воздвижения Креста, распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих людей тамошнего края, распорядясь работами, возвратился в Углич. Через три года донесли князю, что город кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущ и преизрядне. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен, распорядился управлением новой крепости, и потом возвратился в престольный град Углич». Так пишет Ф. Киссель в книге «История города Углича».


Святой князь Роман прославился своим благочестием. Он построил 15 каменных храмов, устраивал богадельни и странноприимные дома, часто беседовал с опытными в духовной жизни иноками, любил читать духовные книги. Вдовый и бездетный, он посвятил свою жизнь молитве, посту и доброделанию. Прекрасны храмы Романова – среди семи сохранившихся храмов города три действующих: Покровский, Леонтьевский Крестовоздвиженский и Спасо-Архангельский. Особенно замечателен среди них Покровский храм (1674 г.), бывший ранее монастырским, сохранивший древние иконы и скульптуру. Наиболее замечательна редчайшая чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума».

Среди святынь храма – киот с крестом, где хранятся частицы мощей 96 святых. На правом берегу Волги раскинулась Борисоглебская слобода. В «Сказании о Борисоглебской слободе», найденном в одной из церквей города, говорится о том, что город основали беженцы из Ярославля, спасавшиеся от врагов: «И приидоша иные скитальцы и такоже ставиша клети. Тече паки в другое лет приидоша мнихи и постави храм во имя святых Бориса и Глеба и прозвашеся весь Борисоглебска, а по них же премножися есть слобода Борисоглебская».

Сегодня на правом берегу сохранились полуразрушенная Благовещенская церковь, построенная в 1660 г. московскими мастерами, и Воскресенский собор, хранящий образ Спаса. Еще в XIX веке историки удивлялись «непостижимому капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот памятник, значительно превосходящий ярославские храмы не только размерами, но и роскошью», как упоминает Ю. Шамурин. Но дело не в «капризе истории», а в духовном значении города в деле утверждения пути святых благоверных князей на Русской земле. Воскресенский собор был создан ярославцами, но не в Ярославле, а в Борисоглебске.

Царственный Лик Спасителя должен был находиться в царственном храме. Для понимания духовного значения Ярославля и Романова-Борисоглебска существенно их географическое положение. Оба города находятся на берегах Волги – священной реки не только русского, но и многих других народов. Есть серьезные основания считать, что Волга является священной рекой для всей индоевропейской общности народов, обитавших до их рассеяния в районе между Днепром и Волгой. Об этом свидетельствует и древнейшее имя Волги – «Ра», сохранившееся во многих языках.

Русский народ называет Волгу Матерью, и великая река – одна из величайших рек на земле и самая длинная и полноводная в Европе – является символом пути Руси, ее духовности и исторической судьбы. Являясь древнейшей границей Европы и Азии, Волга указывала русскому народу его путь – утверждение единства, соединение духовности Востока и Запада, служение всему миру без различения народов, земель, стран.


Много городов основали русские люди на берегах Волги. Уже в XIII веке были известны Кострома, Юрьевец, Нижний Новгород и другие города. Но первым городом, основанным русским князем на великой реке, стал Ярославль – в этом его особое значение. Ярославская земля играет особую роль в деле утверждения единства русского народа в сильном государстве, объединенном царской властью. Романов, воздвигнутый в Ярославской земле на левобережье Волги, основан святым благоверным князем Романом, благочестивым и добродетельным правителем. Город же, возникший на правом берегу Волги, был посвящен святым князьям-мученикам Борису (в крещении также Роману) и Глебу. В этом соединении раскрывается значение княжеской, а впоследствии и царской власти, духовное знамение правителя народа.

Управление народом – это не властвование, а жертвенное служение. Святые русские князья, давшие имя городу, и весь сонм святых благоверных русских князей показали, каким должен быть истинный правитель народа: он должен обрести веру в истинного Бога, жить праведно, исполняя заповеди Божии, заботиться не только о материальном благополучии народа, но и об утверждении в нем веры и благочестия. Он должен устроить жизнь своего народа и только после этого может, если на то будет благословение Божие, всецело посвятить свою жизнь служению Богу, сменив княжеские одежды на иноческие. Истинный правитель должен быть готов, как святые князья Борис и Глеб, отдать свою жизнь по слову Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).


О понимании на Руси духовного значения подвига святого царя свидетельствует глубокое почитание святого Иоасафа, царевича индийского. Индия даровала человечеству замечательные образы праведных царей, и через образ Иоасафа, святого царевича индийского, духовный опыт Индии пришел на Русь. Святой царевич Иоасаф первым из христианских царей оставил правление и ушел в пустыню к своему учителю преподобному Варлааму для завершения жизни в монашеском подвиге. Он соединил в своем духовном подвиге путь святых благоверных царей (князей) с путем преподобных.

Стремление соединить эти пути святости было особенно велико на Руси. Вот имена русских князей и княгинь, прославленных в лике преподобных: князья Феодор Смоленский, Александр Невский, Даниил Московский, княгини Анна Новгородская, Анна Кашинская, Евфросиния Московская – и многие другие имена, составляющие славу Русской Церкви и Русской державы. В самом слове «правитель» раскрывается, каким должно быть управление народом: корень его – «прав», как и в слове «правда». Это означает, что правитель есть не только у-правитель (т. е. устроитель), но и хранитель правды Божией. Он должен так управлять народом, чтобы лик правды Божией вообразился в нем самом и во всем народе. Вот почему именно лик Спаса Вседержителя (Нерукотворенного Спаса) стал главной святыней города благоверных князей.


Подобно тому, как существуют девять чинов Ангельских Сил в Небесной Ангельской иерархии, девять чинов святости составляют иерархию святости сынов человеческих: праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, блаженные, преподобные, праведники, благоверные цари. Господь Иисус Христос, воплотившись, явил Собой на земле всесовершеннейший образ Человека. Искупив род человеческий, Христос восстанавливает Собой все великие дары и достоинства первого человека Адама. Он восстанавливает и утверждает три достоинства, утраченные человеком после грехопадения: пророческое, священническое и царское. О пророческом достоинстве человека сказано в книге пророка Иезекииля: «И он сказал мне: „Посему изреки на них пророчество. Пророчествуй, сын человеческий“» (Иезек. 11, 4).

Святой апостол Петр в день Пятидесятницы – день основания Святой Церкви Христовой – повторяет слова пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2, 17).

Пророчество – достояние немногих избранников Божиих, это достоинство не распространяется на весь род человеческий. Миссия пророков – особая в деле спасения людей. Как говорят святые отцы, до скончания века не оскудеют на земле пророки Всевышнего. О священническом достоинстве Отец Небесный говорил пророку Моисею: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, и вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход, 19, 5–6). Святой апостол Петр в своем послании говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Священническое достоинство – также удел избранников Божиих, и не каждый человек станет священником в Царстве Славы. Царское достоинство было даровано Отцом Небесным первозданному человеку. Адам был введен в сотворенный Богом мир как царь, призванный владычествовать миром и творчески трудиться в нем (Быт. 1, 26–28).

После грехопадения человек утратил свое царское достоинство, и мир перестал воспринимать его как царя. Святой апостол Иоанн Богослов по вдохновению Божию говорит в «Апокалипсисе» о царском достоинстве человека, которое восстанавливается Владыкой царей земных – Христом Спасителем, Его Великой Жертвой. «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбивше му нас и омывшему нас от грехов Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Свое му, слава и держава во веки веков! Аминь» (Апок. 1, 5–6). «Ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Апок. 4, 9–10). Если пророческое и священническое достоинство – удел избранников Божиих, то царское достоинство – дар Божий каждому человеку.


Святые благоверные цари и князья по благодати Божией восстанавливают царское достоинство человека. И потому не случайно этот чин святости находится в основании иерархии святого человечества. Они имеют особые возможности помогать людям в восстановлении их царского достоинства, а в этих трудах должен участвовать каждый человек, это одна из главных духовных задач человечества. Восстановление царского достоинства человека – делание, которое должно и будет совершаться, не прерываясь ни на мгновение, вплоть до самого момента Второго Пришествия Христова и начала новой жизни. В наши дни, когда в духовной жизни видны главным образом утраты, так радостно восстановление славной духовной традиции. Снова царственный чудотворный образ Спасителя из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска шествует по обеим сторонам Волги, освящая и ограждая град и жителей его.


Нам довелось пройти с Крестным ходом по тому же пути, каким многие годы назад носили любимый свой образ наши благочестивые предки. Но этот Крестный ход был особенным, ибо исполнилось 200 лет со дня возвращения образа в город. Удивительное и незабываемое зрелище представлял собой в этот день город, казалось, что на время Крестного хода воскресла прежняя, крепкая верой и молитвой, могучая Русь.

Мы видели тысячи людей, реально ощущали ту радость, которая горела в сердцах многих. Крестный ход вокруг города с чудотворным образом совершается в память Небесных покровителей града – святых благоверных князей Бориса и Глеба. Четыре часа непрерывных молитв, пения, священники окропляют святой водой людей, встречающих икону, деревья, дома, храмы. У каждого из храмов делается остановка, совершается особый молебен. Пел не только сводный хор из всех действующих храмов города – знакомые слова молитв и песнопений подхватывали сотни голосов. Казалось, что пело само небо, солнце, деревья, цветы и травы, птицы – вся природа, все славили Творца, поистине всякое дыхание хвалило Господа в этот удивительный день. Очень трудно передать словами, какое это было торжество, истинный праздник, когда во временном проступает вечность. И все же попытаемся рассказать об основных моментах торжества.


После Литургии и молебна в Воскресенском соборе образ принимают на руки те, кто в этот раз удостоился нести святыню в Крестном ходе. Традиционно это делают только мужчины. Во дни переноса образа из зимнего храма в летний и обратно с Лика Спасителя снимают венец, который несут только женщины – так повелось с давних времен. Икону выносят на руках из храма по широкой лестнице и ставят на огромные носилки. Вокруг них становятся согласно многолетней традиции те 40 мужчин, которым на четыре часа Крестного хода доверяется главная святыня города.

И вот звучит пропетый сотнями голосов тропарь образу Спасителя, и икона начинает свое шествие по городу. На всем пути с обеих сторон дороги стоят жители города с букетами цветов, садовых и полевых, с охапками трав – их бросают перед иконой.

Пройдя по Борисоглебской стороне, Крестный ход направляется к пристани, где икону ожидает большой паром. Носилки с иконой ставят в носовой части парома, и сразу начинается молебен, продолжающийся во все время переправы через Волгу. При выходе из храма начал накрапывать дождик, но, когда подошли к Волге, появилось солнце, и уже до конца дня на землю не упало ни капли влаги. На левом берегу икону встречает множество народа. Открывается борт парома – и вот икона в Романове.

На подъеме от переправы икону встречает Крестный ход из Романовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своими древними святынями. Священники и верующие приветствуют друг друга. Крестный ход перестраивается – появляются новые ряды, хоругви, иконы, кресты. Мы уже отвыкли от подобных зрелищ, но на эту встречу Крестных ходов невозможно смотреть без слез радости и умиления. На вершине подъема, у самого моста через овраг, к шествию присоединяется еще один Крестный ход – из Леонтьевской церкви Романова. И снова радость встречи с дорогими и близкими людьми, снова торжественный молебен, снова Крестный ход перестраивается и усиливается. Присоединяются к шествию и многие жители Романовской стороны.


Теперь путь лежит к Крестовоздвиженскому собору, находящемуся на месте, где святой князь Роман основал свой город. Сохранились валы древней цитадели и замечательный храм XVII века, построенный в традициях XVI века, с прекрасно сохранившимися фресками знаменитых ярославских мастеров – Василия Ильина и Гурия Никитина. Здесь, на месте основания города, служится молебен Спасителю, Божией Матери, всем небесным покровителям града. Но вот Крестный ход приближается к дому, где живет старец архимандрит Павел (Груздев) (1910–1993). Отец Павел встречает икону в полном облачении, в сопровождении гостивших у него монахов и инокинь. Громко и четко произносится начальный возглас – и снова служится молебен.


Следующая остановка у храма Покрова Божией Матери – здесь служится молебен Божией Матери с чтением Евангелия. Наконец приближается последний храм Романовской стороны – Спасо-Архангельский. После молебна здесь ожидает всех «велие утешение братии» – праздничная трапеза. Приходы Романова-Борисоглебска устроили трапезу для всех, кто участвовал в Крестном ходе. После трапезы – снова путь через весь Романов вдоль Волги, к пристани. Как и несколько часов назад, паром принимает святыню и всех, кто возвращается в Борисоглебск. Икона возвращается в Воскресенский собор, поднимается на свое место, отслужен последний молебен, пропето величание. Так заканчивается это торжество.

Хочется сказать: «Приди и посмотри!» Побывав здесь, во всей полноте сознаешь, какое счастье быть православным, сколько возможностей у нас приобщиться к той красоте, благодатной силе и радости духовной, которые несет вера православная: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».


Воскресенский храм Романова-Борисоглебска, священство и прихожане его бережно хранят традиции поколений верующих града. Богослужение в храме совершается ежедневно, что нечасто бывает в провинциальных приходских храмах. После каждого богослужения все молящиеся преклоняют колена пред образом Спасителя и поют 13-й кондак акафиста Иисусу Сладчайшему. По воскресеньям перед образом поется весь акафист Иисусу Сладчайшему, соединяемый с молебном. На это пение специально приезжают верующие из Рыбинска, Ярославля и других окрестных городов и мест Ярославской земли. Приходят и жители Романова-Борисоглебска, еще не обретшие веру в Бога. Люди чувствуют особенность этого молитвенного пения пред Ликом Спасителя. Сердца умиляются, и никто не уходит, пока служба не закончится: священник окропляет каждого святой водой и благословляет на все доброе и полезное для души человека.


Для всех, кто пожелает совершить паломничество в этот поистине святой град, хранящий драгоценное духовное наследие Древней Руси, сообщаем, как можно приехать в Романов-Борисоглебск. Проезд поездом или автобусом до Ярославля-главного. Рядом с вокзалом автостанция, откуда за один час автобус довезет до г. Тутаева (так называется пока древний Романов-Борисоглебск). Есть от Ярославля и другой путь – по Волге: от речного вокзала за полчаса «ракета» или «метеор» домчит прямо до Тутаева, с пристани которого виден храм Воскресения Христова.

Молитва, читаемая перед образом Спаса в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска

ПРЕОБРАЖЕНСКО-КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОМАНОВЕ-БОРИСОГЛЕБСКЕ

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Кондак 13 из акафиста Иисусу Сладчайшему,
который поется пред образом Спаса в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа.

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8

С Вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и во отчаяния ров впадеся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Тропарь Нерукотворенному образу Спасителя, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем, того лобызающе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Случайные статьи

Вверх