Кафедральный собор сан лоренцо италия генуя описание. Собор Сан Лоренцо в Генуе. Италия. Собор на карте

Кафедральный собор генуэзской епархии Сан Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) располагается неподалеку от площади Феррари и Герцогского дворца. Его возведение началось в 1110 году на месте погребения Святого Лаврентия и папы Сикста II, которые согласно легендам приняли мученическую смерть вблизи собора. Так это или нет, достоверно не известно, но под основанием крупнейшей ныне в Генуе церкви действительно покоятся стены и фундамент древнеримского храма, а также дохристианские саркофаги, а они прямое доказательство того, что когда-то здесь было кладбище.

Строили собор на протяжении трех веков на деньги, вырученные Генуэзским флотом за участие в Крестовых походах. Само собой, за столь долгий срок собор не раз перестраивали и реставрировали и снаружи, и внутри. Это объясняет смешение трех стилей: ренессанс, готического и романского.

История строительства и архитектурные особенности собора
Художественный внешний вид Сан Лоренцо отличается ассиметричностью: французские мастера, работающие над фасадом в стиле французской готики, планировали возвести на фасаде две колокольни. Однако Giovanni da Gandria предложил на месте незавершенной левой башни сделать лоджию, что и было воплощено в жизнь в 1477 году. В 1522 г. Pietro Carlone была достроена правая колокольня в ренессансном стиле, в ней разместились 7 колоколов. Сегодня эта шестидесятиметровая башня признана второй по высоте в провинции Лигурия.

Фасад собора состоит из трех порталов (трех больших ворот), возведенных в первой четверти XIII и кардинально отличающихся от общего стиля собора. Центральный портал получил название «Ворота Святого Лаврентия». Боковым, менее помпезным, дали имена Святого Готтарда и Святого Иоанна. Все три портала стилистически выделяются, ведь работая над ними, французские мастера пытались внедрить элементы готического стиля.

Полукруглое поле фронтона центрального портала содержит изображение Христа, перед которым стоит Лаврентий. Барельефы боковых порталов украсили львами мастера школы Бенедетто Антелами в 13 веке. В 1840 году были установлены еще два льва (автор Карло Рубатто): они охраняют лестницу, ведущую к порталам.

Облицован собор Сан Лоренцо черным и белым мрамором, выложенным чередующимися полосами.

Внутри собор три нефа, разделенных колоннадами. Колонны и венчающие их части были возведены из полихромного мрамора в 13 веке взамен тех, которые пострадали во время землетрясения. Те же, что сохранились, можно увидеть во втором ярусе: они выполнены из серого камня в романском стиле и датируются 11 веком. В 15 веке над нефом был надстроен купол. Его росписью до 1557 года занимался Галеаццо Алеси. Целиком же строительство было завершено в конце 17 века.

Собор богато украшен фресками, картинами и скульптурами авторства известных мастеров разных эпох. Так, над входом размещается фреска, изображающая Христа в окружении ангелов. На своде между нефом и алтарем располагает еще одна фреска – «Мученичество святого Лаврентия» (Ладзаро Тавароне). Особую ценность представляют фрески 13 и 14 века «Страшный суд» и «Прославление Пресвятой Богородицы».

Главная же достопримечательность Сан Лоренцо – капелла Святого Иоанна Крестителя (15 век), где хранятся частички мощей святого. Местные жители очень горды тем, что во время Первого Крестового похода их предкам удалось привезти их из Палестины (1098 год). В 1327 году святого провозгласили небесным покровителем Генуи. Некоторое время эта православная святыня хранилась в главном зале собора. Начиная с 1465 года, она находится в часовне рядом с алтарем (он украшен фреской-копией «Тайная вечеря»). К сожалению, приложится к ним невозможно: они помещены внутрь престола. Капелла украшена статуями тех времен.

Возле входа в собор, с правой стороны, располагается большой снаряд. Это память о 9 февраля 1941 года, дне, когда вся Генуя была обстреляна британским артиллерийским огнем. 381-миллиметровый бронебойный снаряд, выпущенный из «Малайи», пробил крышу храма, но не разорвался.

Музей кафедрального собора
Собирать ценные артефакты в единую коллекцию начали собирать еще в 12 веке. Их число постоянно росло во многом благодаря пожертвованиям аристократии и купцов Генуи. Однако не все их можно увидеть сегодня: из-за нехватки денежных средств многие были проданы еще до открытия музея. Сокровищница изначально размещалась в трех шкафах ризницы, и каждый посетитель храма мог рассмотреть экспонаты во время службы.

В столь стесненных условиях сокровищница находилась до конца Второй мировой войны. Franco Albini, которого пригласили спроектировать отдельное помещение для размещения актефактов, предложил разместить сокровищницу в подземном помещении храма.

Пол в сокровищнице выполнен из черного морского камня, а стены потолок – из серого камня.

Сегодня в музее хранятся более 500 артефактов, среди которых «Священная чаша» из полупрозрачного материала светло-зеленого цвета. Долгое время реликвию отождествляли с Тайной вечерей, полагая, что из нее пил Христос. На самом же деле ваза сделана из византийского хрусталя примерно в 9-10 веке. Кроме этого, в залах сокровищницы можно увидеть реликварии с прядью волос пресвятой Богородицы, серебряную статую Св. Лаврентия, в груди которой хранятся частички его мощей, крест Заккария с вкраплением дерева креста, на котором был распят Христос, честные руки Иакова Зеведеева и праведной Анны.

Информация для туристов
Как добраться: выйти на станции метро San Giorgio, или доехать автобусом № 42 до Piazza San Lorenzo.
Координаты для навигатора: 44°24"27"СШ, 8°55"53"ВД

Фото: Кафедральный Собор Сан Лоренцо

Фото и описание

Кафедральный Собор Сан Лоренцо – одна из крупнейших церквей Генуи и кафедра местного архиепископа. В 5 или 6 веках н.э. на его месте стояла церковь, посвященная святому Сиру Генуэзскому, епископу города. В результате раскопок, проводившихся под основанием и вокруг фасада нынешнего здания собора, были обнаружены стены и фундамент храма времен Древнего Рима, а также дохристианские саркофаги, что позволяет предположить, что когда-то здесь располагалось кладбище. Позднее на этом месте была построена церковь Двенадцати Апостолов, в свою очередь замененная новым кафедральным собором в романским стиле, построенным в честь великомученика святого Лаврентия. Деньги на ее возведение были получены от участия генуэзского флота в Крестовых походах.

Строительство собора в 1115 году способствовало урбанизации этой части города. Поскольку в Генуе на тот момент не существовало других общественных площадей, небольшая пьяцца перед собором превратилась в главное публичное место города и оставалась им на протяжении всех Средних веков. Собор был освящен Папой Римским Геласием II в 1118 году, а в 1133 году он получил архиепископский статус. После страшного пожара 1296 года, случившегося во время боев между гвельфами и гибеллинами, здание собора было частично перестроено. В 1312 году завершилось восстановление фасада, внутренние колоннады были заменены, и были пристроены эмпоры - сооружения в виде трибун или галерей. Тогда же внутренне убранство церкви было расписано фресками на религиозные темы. При этом общий стиль собора – романский – остался нетронутым.

В 14-15 веках в соборе были построены различные алтари и часовни. В 1455 году на северо-восточной башне фасада появилась небольшая крытая галерея, а в 1522 – такая же была пристроена к противоположной башне. В 1550 году архитектор из Перуджи Галеаццо Алесси приступил к реконструкции собора, однако он успел завершить только работу над нефом, боковыми приделами, куполом и апсидой. Окончательное завершение строительства собора относят к концу 17 века. Его купол и средневековые части были отреставрированы в 1894 – 1900 годах.

По счастливому стечению обстоятельств собор не пострадал по время операции «Грог», проводившейся британскими войсками в феврале 1941 года, когда вся Генуя была обстреляна артиллерийским огнем. Из-за ошибки экипажа британский военный корабль «Малайя» выпустил 381-миллиметровый бронебойный снаряд в юго-восточный угол собора. Относительно «мягкий» материал не смог сдетонировать, и снаряд до сих пор можно увидеть внутри.

В находящемся в соборе Музее Сокровищ хранится коллекция ювелирных украшений и изделий из серебра, изготовленных с 9 века н.э. и до наших дней. Пожалуй, самым ценным экспонатом является Священная Чаша, привезенная Гульельмо Эмбриако после завоевания Кесарии, - считается, что это та самая Чаша, которой пользовался Христос во время Тайной вечери.

Кафедральный собор Сан-Лоренцо является одним из самых больших храмов на территории Генуи, одновременно с этим - кафедрой местного архиепископа. Построен он был в честь святого Лаврентия недалеко от площади Феррари, Герцогского дворца и престижных отелей Генуи .

Адрес: Piazza San Lorenzo, Генуя.

Часы работы: 08:00 – 12:00 и 15:00 –19:00.

Строительство Кафедрального собора Генуи

Работы по возведению собора велись в период с 12 по 14 века, освятили его в 1118 году, хотя здание было только начато. В первой четверти 13 столетия пристроили готические порталы, колонны для нефа соорудили в 14 веке. Спустя много лет после окончания строительства храма, в 16 веке, построили одну из башен по бокам фасада.

Согласно находкам археологов, которые были проведены в месте расположения храма, тут есть кладбище ранних христиан, основанное в эпоху Древнего Рима. Есть легенда, согласно которой в 3 веке недалеко от места собора, остановился святой Лаврентий и папой Сикстом II во время их поездки в Испанию. После их смерти тут возвели капеллу, а потом церковь.

Внешнее оформление здания храма

Экстерьер храма отличается ассиметричным оформлением, по бокам фасада возвышаются две башни, разные по структуре. Изначально предполагалась симметрия, однако левую не закончили, на вершине ее усеченного объема соорудили галерею. В правой колокольне расположено семь колоколов.

Фасад собора украшен три портала, соорудить которые пригласили мастеров из Франции, они выделяются на общем фоне, что свидетельствует о том, что храм хотели превратить готический храм по образу готических соборов во Франции. Одновременно с этим полихромное оформление порталов полностью соответствует архитектурной традиции Генуи.

На центральном портале есть изображение Христа со святым Лаврентием, по бокам находятся рельефы, которые интерпретируют дерево Ессея.

К фасаду здания ведет широкая лестница, бока которой оформлены двумя каменными львами, их изготовил скульптор 19 века Карло Рубатто. Еще два льва возвышаются на центральных кортфорсах, которые разделяют фасад на три части. Эти львы выполнены мастерами школы скульптора Италии, Бенедетто Анталами, который творил на рубеже 12-13 веков.

Еще два романских портала находятся в самом соборе, один из них соорудили в 1130 году на северном фасаде здания, он выполнен в честь святого Иоанна, украшен рельефами в стиле Космати. Второй портал содержит рельефы в пизанском стиле, его построили в 12 веке.

Декор Кафедрального собора изнутри

Интерьер храма украшают нефы, разделенные колоннами, причем сами колонны и их арки изготовили в 13 веке, они заменили романскую конструкцию, пострадавшую в результате землетрясения. Во внутреннем тимпане главного портала находятся фрески византийского мастера 14 века, имя которого неизвестно, они изображают сцены «Вознесения Богоматери» и «Страшного суда».

В левом нефе видна капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 15 веке. Капеллу оформляют статуи известных мастеров Италии 15-16 веков. С правой стороны расположена капелла святого Себастьяна, обрамленная двумя статуями 16 века. Левую капеллу в глубине правого нефа украшают фрески Луки Камбьязо, представителя итальянского маньеризма 16 века.

В правом нефе можно увидеть бомбу, которая пробила крышу собора в феврале 1941 года во время бомбардировки, она тогда не взорвалась. В подземелье находятся сокровища Кафедрального собора.

Прогуливаясь по городу не забудьте посетить и Старый порт Генуи, который является одним из самых больших на территории Средиземноморья.

Сокровища или уникальные артефакты Кафедрального Собора Сан-Лоренцо в Генуе Генуя удивительный город с богатейшей историей, которая отразилась и на её Соборах, об одном из них - Кафедральном Соборе Сан-Лоренцо хотелось бы рассказать. Место для строительства Собора выбрано совсем не случайно, именно на этом месте принял мученическую смерть Святой Лаврентий, путешествующий с папой Сикстом в Испанию. Сначала, в память о нём на этом месте была построена часовня. Но уже в начале 12 века началось строительство Собора, которое продолжалось почти триста лет.

На карте

Собор построен в стиле французской готики французскими мастерами из светлого и темного мрамора, имеет три портала и три нефа. Но, заглянем внутрь.


Внутри Собор очень богато украшен красивыми витражами, готическими колоннами, великолепными расписными сводами потолка.


С правой стороны от входа в собор можно видеть бомбу времен второй мировой войны, которая во время бомбежки упала на крышу Собора и не взорвалась, теперь она демонстрируется как проявление Божьей воли, хранящей это Собор.


Практически напротив этого снаряда можно видеть капеллу Святого Иоанна Крестителя, богато украшенную скульптурами итальянских мастеров 15-16 вв. В ней хранятся частички мощей Иоанна Крестителя.


Но и это еще не все, самое главное храниться в специальной сокровищнице - Тезоро, в которую мы отправимся и я покажу её главные сокровища и артефакты. Этот музей был построен в 1956 г., автор проекта - итальянский архитектор Франко Альбини, данный музей был признан одним из самых удачных в мире проектов по современной передаче исторических знаний.На входе в сокровищницу встречает серебряная статуя Святого Лаврентия с золотой пальмовой ветвью, в специально окошечко на груди можно видеть частички мощей этого святого.


Еще одна святыня - это блюдо, которым во время Тайной Вечери пользовался сам Христос, или тот самый "Священный Грааль". Так ли это на самом деле, вряд ли кто ответит сегодня, но генуэзцы уверены в том. что эта зеленая шестигранная чаша и есть тот самый "Грааль". Она была привезена из Кесарии Палестинской во времена крестового похода. Позже император Наполеон вывез её во Францию, после чего Святая Чаша была повреждена, что ничуть не умаляет ее ценности.


Еще одна святыня - это крест Заккария, выполненный венецианскими мастерами, украшенный драгоценными камнями, но самое главное, что в нем содержится частичка древа креста, на котором был распят Иисус Христос, которую можно видеть в специальном окошечке.


Еще одна святыня, которой хранится в Соборе Сан-Лоренцо, пожалуй, одна из главных святынь, это блюдо из сердолика. По преданию, именно на этом блюде отрубленная голова Святого Иоанна Крестителя была преподнесена иудейской царице Саломее. Блюдо до сих пор хранит следы крови. Французскими мастерами позже это блюдо было украшено позолоченными краями и изображением святого в центре блюда. Поверить в это просто невозможно.


В этом реликварии находится прядь волос Пресвятой Богородицы, её тоже можно разглядеть в крошечное окошечко.


В этом реликварии находится шип с венца Иисуса Христа и его тоже можно видеть, это просто не укладывается в голове


Интересно, что сокровищница устроена таким образом, что проходя мимо таких святынь мы проходим мимо мощей Святой Анны и мимо мощей Апостола Иакова, которые заключены в такое "облачение" (их можно отлично рассмотреть даже на фото) и каждый проходящий мимо получает своеобразное благословение от этих святых. Чувства - непередаваемые!


Еще можно долго рассказывать об этих уникальных святынях и показывать их, это серебряная фигура Девы Марии


Богато украшенные праздничные ковчеги

Кафедральный собор генуэзской епархии посвящен святому Лаврентию. Собор строился в период между XII и XIV веками, причем освящен он был в 1118 году, будучи еще недостроенным. В первой четверти XIII века к собору были пристроены готические порталы, а в 14 веке в неф поместили колонны. Кроме того, одна из башен по бокам фасада достраивалась в XVI веке.

Легенда гласит, что вIII веке неподалеку от места, где возведен собор, останавливались святой Лаврентий с папой Сикстом II во время своего путешествия в Испанию. После их гибели здесь была возведена небольшая капелла, а позже - церковь. Согласно археологическим раскопкам, проведенным в зоне расположения собора, здесь действительно находится кладбище ранних христиан, которое было основано в древнеримскую эпоху.

Экстерьер собора отличается асимметричностью. По бокам фасада можно видеть две разных по своей структуре башни. Первоначальный проект предполагал симметричную конструкцию, но левая башня так и не была завершена и на вершине ее усеченного объема в 1477 году была возведена галерея. В правой колокольне, достроенной в ренессансном стиле, находятся семь колоколов.

Фасад украшают три портала, для строительства которых были приглашены французские мастера. Стилистически они выделяются на фоне остального ансамбля, что свидетельствует о попытке превратить храм в настоящий готический собор по образцу французских готических соборов, в особенности Шартра и Руана. Вместе с тем полихромное оформление этих порталов, служившее в Италии символом дворянства, соответствует генуэзской архитектурной традиции.

В тимпане центрального портала можно видеть изображение Христа со святым Лаврентием, по бокам портала располагаются рельефы, репрезентирующие дерево Иессея.

фасаду подводит широкая лестница, по бокам от которой установлены два каменных льва работы скульптора XIX века Карло Рубатто.

Еще двое львов, но в барельефном исполнении, помещены на центральных контрфорсах, разделяющих плоскость фасада на три части. Эти львы были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора рубежа XII-XIII веков Бенедетто Антелами.

В соборе есть еще два романских портала. Один из них построен около 1130 года на северном фасаде собора, посвящен святому Иоанну и выходит на одноименную площадь. Его украшают рельефы в стиле Космати. Другой портал, содержащий рельефы в пизанском стиле, был построен в середине XII века и выходит на улицу святого Лаврентия.
Декор порталов в деталях можно рассмотреть по ссылкам внизу поста.

Интерьер собора состоит из трех нефов, разделенных колоннами. Примечательно, что сами колонны с капителями и венчающие их арки были произведены в XIII веке. Ими была заменена поврежденная в результате землетрясения романская конструкция, остатки которой можно видеть выше - на втором ярусе архитектурной структуры нефов. Для замены нижней романской конструкции на новую, в XIII веке были сооружены большие деревянные структуры, в которых использовались развивавшиеся в то время судостроительные технологии. Капители второго яруса были произведены в XI-XII веках. Романская часть храма выполнена из серого камня, в то время как готическая имеет полихромное мраморное оформление. Над нефом в XV веке был надстроен купол, который заменил предыдущую стропильную конструкцию.

Во внутреннем тимпане главного портала можно видеть фрески неизвестного византийского мастера XIV века, которые изображают сцены «Страшного суда» и «Вознесения Богоматери». В левом нефе располагается капелла святого Иоанна Крестителя, сооруженная в середине XV века. Капелла украшена статуями видных итальянских мастеров XV-XVI веков, в частности, Доменико Гаджини. Справа от пресвитерия - капелла святого Себастьяна с двумя статуями XVI века. Левая капелла в глубине правого нефа расписана фресками Лукой Камбьязо - видным представителем итальянского маньеризма (XVI век).

В правом нефе помещена бомба, которая проломила крышу собора 9 февраля 1941 года во время бомбардировки британскими войсками, но не взорвалась.

В подземных помещениях находится Сокровищница собора святого Лаврентия.


Случайные статьи

Вверх