Митрополит ионафан елецких
Ионафан (Елецких), архиеп. Покаянный великий канон св. Андрея Критского. Четыре опыта переложения на русский язык для...
История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .
Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший кардинал-епископ . Образуя папскую консисторию , они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями ».
Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка , кольцо , крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La Gerarchia Cattolica e la Famiglia Pontificia ».
|
|
Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.
Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Словосочетание «серый кардинал» - это загадка для многих людей, не встречавшихся с этим термином. Что оно означает? Католического священнослужителя из высших кругов, носящего все серое? Но ведь «князья церкви» носят красное облачение… Значит, буквальная трактовка термина здесь неприемлема. Так кто же это тогда такой?
Разобраться в этом вопросе, выяснить значение этих слов и познакомиться с конкретными примерами из мировой истории и повседневной жизни поможет читателю эта статья.
Своими корнями словосочетание уходит в средневековую Францию, в те времена, когда религия и политика были еще родными, а не сводными сестрами. Одним из самых известных широкой публике персонажей Франции XVII века является Арман Жан дю Плесси, более известный как кардинал Ришелье. По свидетельствам историков, фигура эта фактически руководила внешней и внутренней политикой французской короны и имела колоссальное влияние на короля За алые цвета облачения, положенные священнослужителю его ранга, одним из прозвищ Ришелье было «Красный кардинал».
Но очень немногим людям известно о том, кто направлял самого Ришелье. Известна эта личность под именем Франсуа Леклер дю Трамбле. Это дворянской крови человек, который выбрал для себя путь монаха капуцинского ордена, навсегда облачившись в серую сутану и приняв монашеское имя отец Жозеф. Именно он осуществлял руководство «канцелярией Ришелье», организацией, держащей в страхе всю Францию. Именно этот человек выполнял для своего покровителя самые тонкие и темные поручения, заботясь при этом о конечном результате, а не о способах его достижения. Отец Жозеф - это «серый кардинал», или «серое преподобие». Так его называли за цвет капуцинского одеяния и выдающееся умение дирижировать политическим процессом, не привлекая к себе внимания. Парадокс заключается в том, что настоящим кардиналом католической церкви дю Трамбле стал только в год своей смерти.
На картине французского художника Жана-Леона Жерома изображен отец Жозеф в скромных серых спокойно спускающийся по лестнице дворца и погруженный в чтение. Удивительна реакция придворных на его присутствие. Абсолютно все, даже самые состоятельные люди, в унисон склонили перед монахом головы и сорвали с головы шляпы. Монах не удостоил склонившихся перед ним людей даже мимолетным взглядом, не обратив никакого внимания на их почтение. Так велико было значение «серого кардинала» при французском дворе.
Еще одно полотно, на котором запечатлен отец Жозеф, принадлежит кисти Шарля Дело и носит название «Ришелье и его кошки». Помимо красного кардинала и его любимцев, в темном углу, за столом, заваленном бумагами, можно различить человека в серой робе с удивительно сосредоточенным и умным лицом. Так изобразил художник «серого кардинала».
Со времен жизни отца Жозефа прошло много лет, но выражение это получило такую популярность, что используется и поныне. Сутану заменил деловой костюм, религия перестала играть одну из главных ролей в политике, но «серые кардиналы» по-прежнему существуют.
Кого называют «серым кардиналом»? Это влиятельный человек большего ума, как правило, из разряда высокопоставленных политиков. «Серый кардинал» - это стратег, предпочитающий решать свои задачи не напрямую, а руками других людей, оставаясь при этом в тени, не выходя на сцену. Это мастер-кукловод, искусно дергающий за веревочки своих марионеток, заставляя их исполнять свою волю.
«Серый кардинал» - это человек, который мастерски владеет рядом умений, таких как компромат, пиар, черный пиар, воздействие грубой силой через третьих лиц, финансовое воздействие и так далее.
«Серый кардинал» - это выражение, широко применяющееся в период новой и новейшей истории. Рассмотрим несколько примеров.
Адольф Фредерик Мунк, шведский политический деятель XVIII века, пользовался безоговорочным доверием короля Густава III. По его умному совету шведский монарх в противоборстве с Российской империей наладил выпуск фальшивых российских монет высокого качества. Экономический перевес позволил шведам приступить к военным действиям, принесшим в то время положительный результат.
Кого называли «серым кардиналом» в Китае? Сына сапожника Ли Ляньина. Но как стать «серым кардиналом» удалось простому бедняку? Услышав, что наибольшим влиянием при дворе императора пользуются евнухи - кастрированные мужчины, юноша собственноручно сделал себе операцию. На службе у императора молодой слуга вступил в сговор с одной из его отвергнутых наложниц, сделав ее со временем любимой женой и последней императрицей Китая.
Жозеф Фуше, министр французской полиции на рубеже XVIII-XIX веков, являлся классическим «серым кардиналом». Собирая компромат на каждую значимую фигуру, Фуше достиг огромного влияния, оставаясь при этом в тени. Уникальная способность этого человека заключалась в умении менять покровителя с такой легкостью и естественностью, как некоторые люди снимают и надевают перчатки. Пять раз ему удалось пережить переход власти от роялистов к Наполеону и все пять раз остаться при своей высокой должности, и, более того, одним из фаворитов правителя.
В новейшей истории России тоже есть фигуры, которые получили такое прозвище. Итак, кого называли «серыми кардиналами» Кремля?
В первые годы третьего тысячелетия такое прозвище прикрепилось к Александру Стальевичу Волошину, руководившему Администрацией Президента России. На снимке, сделанном 31 декабря 1999 года, Волошин символично запечатлен за спинами двух лидеров - Бориса Ельцина и Владимира Путина.
Во втором десятилетии XXI века таким выражением стали называть Владислава Суркова. «Серый кардинал» Кремля, занимая должность помощника Президента, играет важнейшую роль в политических процессах страны. Огромный опыт работы в средствах массовой информации и в сфере связей с общественностью позволяет этому человеку тонко чувствовать конъюнктуру настроения людей и умело управлять ею.
В альбоме отечественной рок-группы «Князь» имеется песня с аналогичным названием. Первое четверостишие как нельзя лучше раскрывает всю суть «теневого правителя».
Тайная власть - дело умных,
И в любой игре нужно уметь
В точку попасть, тихо и бесшумно,
Подчинить и завладеть.
В культовом сериале «Секретные материалы» в роли «теневой власти» действует не один человек, а целое тайное правительство, о существовании которого ничего не известно обычным людям.
Существует несколько настольных игр, использующих выражение «серый кардинал». Например, в одноименной игре от русских авторов Александра Невского и Олега Сидоренко игроку предстоит ощутить себя в этой нелегкой роли. В карточной игре необходимо вытягивать из колоды карты обитателей дворца: шута, генерала, провидца, барда, алхимика, убийцу, судью, короля и королеву. С их помощью необходимо набирать при дворе политическое влияние. Побеждает в игре тот, кто по завершении игры имеет наибольший «вес».
Еще одно упоминание встречается в другой настольной игре - Runebound. Одно из умений в этой игре называется «Серый кардинал» и позволяет убрать любой боевой жетон противника, существенно ослабив его таким действием.
Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ (с лат. - «Кардинал Святой Римской Церкви»). В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года , в функции кардиналов входит избрание папы римского на конклаве и помощь в руководстве Римско-католической церкви , которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при папе римском во время консисторий , и индивидуально, возглавляя ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства-града Ватикана . В совокупности кардиналы составляют коллегию кардиналов (до 1983-го года - Священная коллегия кардиналов; несмотря на упразднение эпитета Священная , её до сих пор иногда так называют), возглавляемую деканом .История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .
До 1918 года для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только епископский, но и священнический сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить ранг кардинала-дьякона . Таких кардиналов традиционно называли «кардиналы-миряне», поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя и являлись клириками и получали первый постриг - тонзуру . Последний кардинал-мирянин скончался в 1899 году.
Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586 года , когда, по декрету папы Сикста V , оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин Израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 кардиналов-епископов , 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-дьяконов . По данным на март 2019 года насчитывается 222 кардинала, хотя согласно правилам, установленным Павлом VI, право голоса на конклаве имеют не более 120 человек (по данным на март 2019 года правом избирать папу римского обладают 122 кардинала). Кардиналы-священники и кардиналы-дьяконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён , хранить их «у себя в груди» (итал. in petto , лат. in pectore ), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении. Первыми назначенными in pectore кардиналами были Джироламо Алеандер и Реджинальд Поул .
Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший
В католической церковной иерархии, а также лицо, облеченное этим саном.
В Римско-католической церкви после папы Римского.
Понятие «кардинал» возникло в поздней античности, когда Рим делился на несколько приходов, за каждым из которых был закреплён (инкардинирован) особый пресвитер. Позднее, наряду с кардинал-пресвитерами, появились кардинал-диаконы, возглавившие римские диаконии (первоначально ведали благотворительной деятельностью в городе), а также кардинал-епископы, архиереи семи пригородных (субурбикарных) епархий.
Особое значение звание кардинала приобрело в связи с процедурой избрания папы Римского. До 11 века кардиналы, как представители римского духовенства, участвовали в выборах пап вместе с жителями Рима. В 1059 папа Николай II (1059-61) буллой «In nomini Domini» оставил право избрания пап лишь за кардинал-епископами. В 1130 году в выборах впервые участвовали все три чина кардиналов, в 1179 получившие исключительное право избирать после смерти папы его преемника. Со 2-й половины 12 века достоинства кардинал-пресвитера и кардинал-диакона начали присваиваться также архиепископам и епископам, жившим вне Рима. Однако каждый кардинал обязательно включался в состав духовенства Рима. Таким образом, кардинальское достоинство как почётное звание стало отражать только положение священнослужителя в римской клире, а не его фактический духовный сан. С середины 13 века кардиналы получили особое пурпурное облачение и кардинальские шляпы.
По традиции, неизменно соблюдаемой с 1389 года, новый папа избирается из числа кардиналов, хотя это не является строго обязательным правилом (смотри Конклав). В 1970 году папа Павел VI определил, что по достижении 80-летнего возраста кардиналы утрачивают право голоса на конклаве.
В 1586 папа Сикст V официально определил, что число кардиналов не должно превышать 70 (6 кардинал-епископов, 50 кардинал-пресвитеров и 14 кардинал-диаконов). Каждый из шести кардинал-епископов возглавляет одну из субурбикарных кафедр, при этом кардинал-деканом (главой коллегии кардиналов) по традиции является кардинал-епископ г. Остия. Кардинал-епископом может стать лишь кардинал-пресвитер или, реже, кардинал-диакон. В 1965 году к чину кардинал-епископов были приравнены патриархи Восточных католических церквей, если таковые возводятся в кардинальское достоинство. В 1962 папа Иоанн XXIII постановил, чтобы все кардиналы возводились в епископское достоинство, однако из этого правила делаются исключения. В 1975 папа Павел VI законодательно увеличил число кардиналов до 120 за счёт кардинал-пресвитеров и кардинал-диаконов. кардиналы условно делятся на две группы: куриальных кардиналов, служащих в Римской курии (все кардинал-епископы, большинство кардинал-диаконов и часть кардинал-пресвитеров), и кардиналов, возглавляющих крупные епархии.
Возведение в достоинство кардинала осуществляется папой на консистории - собрании кардиналов во главе с папой. Папа может назначить кардиналов тайно (in pectore), но если папа умирает, не объявив имя назначенного, то это возведение считается несостоявшимся. Нередко папа назначает кардиналами лиц, не имеющих значительных церковных должностей, например известных богословов. Кардиналы назначаются пожизненно, но в исключительных случаях папа может лишить этого достоинства (последний случай имел место в 1927 году).
Лит.: Martin V. Les cardinaux et la curie. Р., 1930; Fürst С. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardinalskollegiums. Мünch., 1967; Alberigo G. Cardinalato е collégialita. Firenze, 1969; Melloni А. Il conclave: storia di una istituzione. Bologna, 2001.