Мифология древнего рима кратко. Древнегреческая и древнеримская мифология. Мифы древнего Рима для детей - лучшие книги для маленьких читателей

Рим перенял у Греции мифологию и получилась греко-римская мифология.

Народную мифологию (догреческую) узнать трудно. Наиболее известные «Индигитаменты»- обрядовые книги. В них перечислены божества земледелия (посева, жатвы) брака, зачатия, жизненных процессов, даже божество возвращения ребенка домой! Составлены эти книги жрецами, хотя такой касты не существовало (во время обряда любого могли назначить жрецом). Римские книги составляли юристы. В классический период Римляне прибегали к гаданиям авгуров (гадатели по полету птиц) и гаруспиков (по внутренностям животных).

Например : птицы появляются справа от капитолия- хороший знак. Слева- плохой.

Цицерон писал так, что эта религия авгуров распространялась для простонародья, сенаторы же уже не верили в такие глупости. Зато они возили с собой священных куриц, которые если хорошо ели- война будет успешной. Цезарь специально приказывал вылавливать гусениц, чтобы те хорошо ели. Цезарь заявлял, что он «умилостил»

После династии Тарквиниев (этрусская династия)- римляне боялись единовластия как чумы. Предки (культ предков)- это Ларры, жили в домашнем очаге или храме Весты. Пенары (то же что и ларры).

Римляне были чудовищно богобоязненными людьми, в отличие от греков, у которых боги человекоподобные, Римская мифология - стихийно-демоническая религия, боги не обладают никакой внешностью, Веста воплощалась в виде пламени (и только после влияния Греции, она обрела человеческий облик). Римляне законопослушные- проведение культа. Обряда- крайне важная церемония. Если кто-то во время обряда чихнул- все начиналось с начала, нельзя было его нарушить. Иногда повторяли церемонию по 30 раз, пока все не проведено идеально. Они даже боялись их называть, они обращались к ним «святое божество, мущина или женщина, помоги мне в…».

Стихийный демонизм и мистицизм привел к образованию и созданию слова «религия» («религиум»- лат. –поклонение мистическим силам; культ.- лат. – почитание, выполнение религиозных обрядов).

«Эвокация»- формула включения чужих богов захваченных племен в римскую мифологию.

Римлянам был свойственен «Анимизм»- почитание природы, деревьев, источников. Дуб- священное растение, священное животное- волк.

Докласические времена- «влуперкарии» - обряд поклонения волков. Луперки- оборотни. Лупа- жрица любви. Лупанарии- дома любви. Люди-волки. Голые юноши бегали вокруг храма с кнутом и били проходящих, кого тронет кнут- будет богат потомством. Марк Антоний так же проводил этот обряд.

Изначально в Риме приносили жертвы сородичей, затем живых людей заменили куклами и меховыми шарами. Это жертва богу в его праздник. Елка тоже- жертвоприношение


Мать, которая рожала ребенка, должна была проводить специальные обряды, чтобы ублажить божков. Ватикан открывал рот, Индуса- помогала ему кушать, Осипага- смотрела чтобы у него формировались кости, Стопан- ходить…

Богиня Лихорадки, богиня бледности, кашля, праздник мышей и моли.

Блаженный Августин: «Каждый в своем доме имеет своего одного покровителя. А Римляне разделили петли и порог разным божкам».

Рим стремился приять у себя более сложившуюся и совершенную религию, и все время смотрели на восток, на Грецию. И постепенно с торговлей и др. причинам приходит к римлянам греческая мифология.

Церера- Римлянин увидевший свою богиню упал бы в ниц и испугался. Церера- это то чувство, которое земледелец летом видит взросшые колосья. Кунс, Флора, отвечали за растениян, посев и тд

Деметра- богиня даровавшая людям хлеб, основа жизни людей, могли выращивать злаки и выживать.не только дала людям земледелие, но и сделала греков оседлыми и патриотами, изначально они были кочевниками. Богиня даровавшая государственный строй. Надежда человека на неконечность жизни. Отсюда и Персифона, и загробная жизнь. Важднейший архитипический момент. С рождением Персифоны- рождается и понятие о сильной материнской любви.

Когда Деметра появилась в Риме, они приняли ее с восхищением. Боги- человекоподобные- рождали мифы, а именно на них и основывалась литература, именно про них и писали. Поэтам было не о чем писать до прихода греческой мифологии.

Юпитер лацийский- световые явления неба. Римляне боялись грома и молний. Бог грома и молний. Стал богом клятв «Клянусь Юпитером», договоры. Он становится некой таинственной силы, а после и государственности. Он давал по заслугам или по своей прихоти людям и добро и зло, стал покровителем римского народа.

Идея богоизбранничества- это идея Римская, впоследствии оказавшая влияние на иудеев.

Когда римляне узнали о Зевсе и узнали в нем Юпитера, приняли его, а затем и всю его семью. Юнона (Гера)- покровительница Минерва (Афина) –покровительница городов. Это первая троица главных богов. Иакх(Дионис), Флора (Персефона),Церера (Деметра). троица делосская: Апполон- бог светоносный, разума и искусств, Диана (артемида)- охотница, Латонна. Либера- либер 9женские боги- дочки и мужские).

Римская покровительница овощей Венера стала олицетворением боги любви Афродиты, и стала покровительствовать любви. Этот пример олицетворят сложность переноса греческой мифологии на римский. Приходилось заменять их роли на другие и «роднить».

Янус- бог войны. Один из первозданных богов Рима. Римлянам было сложно описать и найти ему замену.

Сивилины книги- (жриц Апполона)- предсказания. Кассандра- дочь Приама и Гекубы, становится одной из Сивилл. Сивилла кумская (работа Микеланджело). Сивиллы были бессмертные, пока не прикоснуться к родной Земле.

Римская литература периода гражданских войн . (2/2 2 века до н.э. – ½ 1 в до н.э.)

Римская республика начинает трещать по швам. Во главе республики стоял совет сенаторов из 300 сенаторов. Они беседовали, голосовали, и принимали решение. Гонцы с войны приезжали к сенату, ждали пока сенаторы решат, потом назад на поле сражения. И сенаторская республика уже теряла свою репутацию. Тогда приняли решение во главе Рима поставить двух консулов, которые решали судьбу республики.

Эней- внук Энея Юл.- Юлий сын Юла (интерпретация про то, что Рим нефига не моложе Греции. И вообще возвращал себе свои земли, завоевав Грецию, которые он потерял во время Троянской войны). Пантифик Цезарь (пантифик- руководитель, выполняющий обязанности следить за выполнением обрядов). Популяр Цезарь демократ «покупал» голоса избирателей, обладал бешенной поддержкой толпы, и напугал своей поддержкой Бибула (конкурента Цезаря- консерватора). Даже шутили, что в Риме были два консула- Гай и Юлий (т.е. один).

Сенаторы объединились против Цезаря (на его теле обнаружили 23 ножевых ранения). Цезарь принял свое предательство как жертву Риму. Это был сразу подписанный приговор (читайте Плутарха!).

Когда Рим из полиса превратился в огромное государство, сама история подталкивала Рим к единовластию. Это время распада охватывает целые 100 лет - попытки республиканцев возродить былое величие и единовластие. Между ними шли вооруженные стычки в решении судьбы Рима. Кракхи- полулисты, опирались на возрождении государственных трибунов (должность выборная- представители народа, только плебеи). Трибуны могли решить и сделать все что хотят. Очень сильный механизм народной власти. Клодий Пульхр- из аристократического рода, тоже популяр, за денюжки становится трибуном и изгоняет «плебейским» голосом Цицерона-сенатора, который клялся что он отец государства, Цицерона изгоняют из Рима.

Марий- изгнал германцев (им даже под страхом смерти боялись давать вино, иначе они разбуянятся, они пили только пиво, назвали их германцами из-за их варварского крика «Герррма!», они были больше римлян). Реформы в Риме.

Диктатура- военная должность, в периоды военно-политического обострения, гражданского или на границах сенаторы слагали свои полномочия и отдавали диктатору.

Проскрипции- списки нежелательных лиц, которых надо было устранить, без суда и следствия.

Бедных людей кормило гос-во, римские полководцы после победы устраивали «Триумф»- бесплатный пир и развлечения для всего народа.

Проконсул- консул, который после своего правления получал на 5 лет провинцию. В итоге вместо того, чтобы править провинциями. Они их обкрадывали до нитки.

Гай Цезарь- берет провинцию нищую, на которой показывает свои высокие качества военного полководца. Начинает сражаться с Галлией. Из своей провинции он извлекается громадную сильную армию, преданную Юлию (он участвует во всех битвах, спит и ест с воинами). В Луке он соединяется в первый Триумверат (тройственный союз) с Помпеем и Крас. За Помпея Цезарь отдал свою дочь. Крас погибает в войне с порфянами. Цезарь и Пампей после его смерти начинают делить Рим между собой. Помпей проигрывает. Но в качестве Диктатора- Цезарь пробыл всего год. Затем вернулся в Рим и его предали.

Актовиан Август, Марк Антоний и Марк Лепид- второй триувиат. Тот же сценарий, в конце к власти приходит Актовиан.

Главные писатели этого периода:

  1. Марк Тулий Цицерон (речи, трактаты и письма. 3 тома писем Цицерона,)- изнанка истории Рима, мемуары, классическая проза, образец красноречия.
  2. Тит Лукреций Кар (большая эпическая поэма, философский эпос
  3. Гай Валерий Катул.

Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих и римских мифов или же под влиянием греко-римской мифологии в целом. Греческая мифология и римская мифология несут мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

Между тем, греческая мифология и римская мифология имеют свои специфические особенности. Дадим краткую характеристику каждой.

Греческая мифология.

Что свойственно для любой мифологической системы, греческая мифология стремится познать и осмыслить окружающий мир, выявить законы его существования, дать объяснение явлениям природы и ответить на вопросы происхождения мира и человека.

Многообразие окружающей жизни рождало в сознании древних греков понятие многобожия. Есть верховные греческие боги, обитающие на горе Олимп, во главе которых стоит грозный и мудрый Зевс, держатель молний. Каждый бог или богиня являются покровителем определенной сферы деятельности человека (есть боги-покровители плодородия, войны, охоты, любви и т.д.). При этом греческие боги являются носителями многих человеческих черт характера и страстей: им не чужды проявления любви, дружбы, гнева, ненависти; многие из них не гнушаются плести интриги друг против друга. Таким образом, греческие боги были приближены к людям, и их поступки были понятны человеку.

Земной мир древних греков был населен различными мифическими существами, которые также были носителями человеческих качеств. Греки верили, что в лесах обитают дриады и сатиры, в озерах и морях – нимфы и океаниды, хранителями гор являются ореады. Многих других сказочных персонажей, таких как кентавры или гарпии, можно встретить в огромном и многообразном мире природы. Некоторые из этих существ являются злыми и негативно настроенными по отношению к человеку, другие сочувствуют ему и пытаются помочь.

Древнегреческие мифы и легенды, с красочными и интригующими сюжетами, повествуют о жизни богов и людей, поэтизируют героическое прошлое и дают этико-эстетический заряд осмысления жизни. Некоторые мифы объединяются в циклы. Есть циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.

Римская мифология.

Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно подчас носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость.

Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени.

Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Под негласным покровительством таким образов-символов, с которыми отождествлялись римские боги, и проходила вся жизнь римлянина от рождения до смерти. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги.

Примерно в конце VI — начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры.

Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил Сципион Африканский). Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность.

Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.

Римская мифология исторически развивалась из анимизма, т.е. веры в одушевленность природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, боги воспринимались как могущественные силы, которые необходимо умилостивлять строгим соблюдением обрядов. В богах римляне видели волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римский пантеон имеет много аналогов с греческим, но включает и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»). Низшие божества («numina») существовали у римлян уже в раннюю эпоху - это были божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы, бракосочетания, зачатия, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д., в связи с чем первоначально у некоторых божеств пол не был фиксированным (Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность общественных функций - соответственно религиозно-жреческой, военной и хозяйственной. Римские боги не имели своего Олимпа и генеалогии, и часто изображались в виде символов: маны - в виде змей, Юпитер - в виде камня, Марс - копья, Веста - огня. Система ранней римской мифологии включала безличные обожествленные силы, под покровительством которых протекала жизнь человека от зачатия до смерти.

На следующей стадии развития мифологических представлений появились божества природы - главным образом рек, источников и земли как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных качеств человека и различных общественных отношений, а также иноземные боги и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились маны и лемуры, а также гении и юноны (воплощения мужского и женского начал). Римляне верил, что при рождении гении вселяются в человека, а при смерти - отделяются от тела и становятся манами (добрыми душами). В честь юноны и гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее свои гении были приданы каждому семейству, городу и государству для охраны. Гениям родственны лары - покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой семейный лар, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, существовали особые боги очага (покровители кладовой) - пенаты, к которым причислялись, среди прочих, также Янус, Юпитер и Веста.



Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь, назывались dei indigetes (внутри действующие, или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных видов деятельности: каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки которых (с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться) были составлены в IV веке до н.э. понтификами. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества различных видов деятельности (в первую очередь, земледелия и скотоводства) - Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) - и местностей.



Со временем некоторые из этих божеств индивидуализировались, к их основным атрибутам присоединялись и другие, и мифологический образ становился рельефнее, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений появляются божества природы - водной стихии, полей, лесов, источников. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н.э.).

К богам, деятельность которых проявлялась и в природе, и в жизни, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве, обладавшие яркой индивидуальностью. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца и все календы, а также названный по его имени месяц январь, знаменующий начало прибавления светового дня. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже отцом богов. Главное святилище бога Януса находилось на северном конце форума, напротив храма Весты - это была старинная арка с изображением двуликого бога, служившая входом на римский форум; ее ворота были раскрыты на период военных действий. Другим местом культа Януса был холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового пути в Этрурию и гавани; в связи с чем Янус стал считаться также покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Матутином родственна Матерь Матута, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь в общественном и домашнем очаге. Культом богини заведовали шесть дев, названных по ее имени весталками.

В отличие от Весты, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан был представителем разрушительной огненной стихии. Его храм находился на Марсовом поле. Вулкана призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, он же считался божеством солнца и молнии. Позднее его отождествили с Гефестом и стали почитать как бога кузнечного искусства и вулканов. Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс - с Реей, причем многие особенности греческого культа были перенесены в римский культ.

Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн с женой Фавной (Bona Dea), Сильван (лесной бог, леший), который стал покровителем границ и собственности; Либер и Либера - чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников (отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны); Вертумн и Помона, охранявшие сады и фруктовые деревья и т.д. Флора считалась богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию и охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс - один из наиболее древних и почитаемых богов Рима. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая «священная весна». Он был также богом войны (Mars Gradivus), а тотем Марса, дятел, со временем стал божеством лесов и лугов, покровителем земледелия. Близок к Марсу и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом.

Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер как бог дневного света, Юнона - как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков - Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным. Он же посылал оплодотворяющие дожди и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был также покровителем молодого поколения. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису - злому Юпитеру; родственный Юпитеру Сумманус (sub mane - под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах Юпитер назывался Статор, как податель победы - Виктор; в честь его была учреждена особая коллегия, которая требовали удовлетворения у неприятелей, объявляла войну и заключала договоры с соблюдением известных обрядов. Поэтому Юпитер призывался в подтверждение верности слова как бог клятв. Главным священнослужителем Юпитера был фламин, а жена фламина была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы. Она освящала брачные союзы и охраняла жителей. Божества подземного мира не имели такой яркой индивидуальности, как персонажи греческой мифологии. Богом смерти считался Орк (Orcus); наряду с ним упоминается богиня - покровительница умерших - Tellus, Terra mater, - принимавшая тени в свое лоно. Она олицетворяла собой ужас смерти.

У римлян существовал также ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные понятия, человеческие отношения: Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были также боги, заимствованные у других народов (главным образом у этрусков и греков). Греческие религиозные представления и особенности греческого культа утвердились в Риме - или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя ранние римские верования. К числу иноземных божеств относится этрусская Минерва, богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой Минерва вошла в капитолийскую триаду. Венера, вероятно, была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий - покровитель торговли - был отождествлен с Гермесом и принял атрибуты греческого бога.

Литература и театр.

Судя по сохранившимся названиям произведений Андроника, он переводил главным образом Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и вряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену. Основав в Риме школу для детей римских нобилей, Андроник преподавал в ней греческий и латинский языки, используя тексты классических греческих авторов. Из этих вполне практических потребностей и родилось первое в истории европейской литературы переводное произведение - латинская «Одиссея». Грек из Тарента должен был много потрудиться, прежде чем он нашел стихотворную форму для перевода гомеровского эпоса. Здесь, как уже говорилось, ему помогли древние героические песни римлян, написанные «сатурнийским стихом». В 204 г. до н. э. по поручению понтификов Андроник создал хоровую песнь, призванную умилостивить богов. Пел ее хор, составленный из 27 девушек. Так, греческий учитель из Тарента разработал для римлян поэтический язык в сфере эпоса, лирики и драмы.

О том, как быстро римляне усваивали греческие литературные формы, свидетельствует творчество Невия из Кампании. Через пять лет после Андроника он выступил с комедиями и трагедиями, написанными по образцу греческих. Наряду с «паллиатами», т. е. драмами, где актеры выступали в просторных греческих плащах - паллиях, Невий создавал также «тогаты» - комедии, где на сцену выходили сами римляне в тогах или же приезжие из Пренесты или Ланувия, как в комедии «Предсказатель». Он же стал автором и оригинальной римской трагедии, смело обратившись не к мифологическим сюжетам, а к современной ему истории. В трагедии «Кластидий» он описал победу консула Марка Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Форма произведения заимствована у греков, но содержание - чисто римское. Смелость этого «гордого кампанца», как он сам себя называл, проявилась и в том, что в свои комедии он часто вставлял намеки на политические события своего времени, насмехаясь над разгульной молодостью Сципиона, будущего победителя Ганнибала, или нападая на ненавистную ему знатную семью Метеллов. В аристократической Римской республике такие политические выпады со стороны комедиографа не могли кончиться добром: Невий был брошен в тюрьму, а затем изгнан из Рима; умер на чужбине. Римская литература обязана ему не только трагедиями и комедиями, но в особенности оригинальной эпической поэмой «Пуническая война», написанной «сатурнийским стихом». В этой эпопее немало следов подражания Гомеру, но повествуется в ней об извечной борьбе Рима с Карфагеном, завершившейся для Невия победоносной I Пунической войной, в которой он сам принимал участие как солдат. С уходом со сцены Андроника и Невия римская литература лишилась могучих талантов, способных одинаково успешно творить как в жанре трагедии, так и в жанре комедии. Авторы, пришедшие им на смену, были привержены лишь одному какому-либо жанру.

Вскоре, после того как разразилась II Пуническая война, в Риме прославился своими комедиями Тит Макций Плавт. Переехав в ранней молодости из Умбрии в Рим, он с самого начала был близок к театру: возможно, был рабочим сцены или даже актером в ателланах. Хорошо знакомый со сценическим искусством и со вкусами римской публики, он начал перерабатывать новоаттические комедии Менандра, Дифила и Филемона. Он понимал, что серьезные, нравоучительные, нередко слащавые греческие комедии не придутся по душе римскому плебсу, и потому крайне редко брался за переработку сентиментальных произведений вроде не известного нам греческого оригинала, на котором основываются его «Пленные» или «Три монеты». Чаще всего Плавт выбирал сюжеты, где главную роль играют или хитрый раб-интриган, одерживающий верх над господином, или гетера, оказывающаяся в конце свободнорожденной гражданкой. Психологически утонченные, слишком глубокие и изящные для римской публики греческие пьесы он отбрасывал или же, находя ту или иную комедию слишком скучной, лишенной жизнерадостного воодушевления, оптимизма, не колеблясь вводил в нее новое действующее лицо, способное развеселить зрителей. При этом он смело заимствовал таких персонажей из других комедий, как, например, «парасита» - прихлебателя, приживала Эргасила в «Пленных».

В более поздний период своего творчества, решив, что длинные диалоги греческой драмы не подходят для сцены, Плавт стал вводить вместо них песенные партии - как монодии, так и дуэты, и терцеты, превращая комедию в водевиль или оперетту. Предшественником его здесь был Невий, но только Плавт использовал этот прием очень широко, так что древние говорили о ^полиметрии», о метрическом богатстве комедий Плавта. При этом он охотно прибегал к легким эллинистическим песенкам того времени, к их языку, мелодиям, юмору. Для оживления действия он вводил и балетные партии, как, например, в комедии «Стих»: из серьезной и трогательной комедии Менандра он сделал буйное, шумное, веселое зрелище, хотя композиция его весьма беспорядочна, хаотична. Впрочем, о композиции римский драматург заботился мало. Писал он так называемые «фабулэ моториэ» - произведения, в которых были быстрота, много движения, наигрыши и шум. Некоторые его комедии («Казина», «Купец») сближаются по своему характеру с нынешним фарсом.

Всем как-то привычно объединять мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кажется, ну что иного можно найти у римлян, которые только и знали, что давать чужим богам новые имена? Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Арес — Марс, Афродита — Венера, только запоминай, да и дело с концом!

Но это лишь верхушка айсберга, а можно ведь попробовать нырнуть и поглубже.

Кто поведал?

Крайне трудно судить о самом древнем периоде римской мифологии, потому что ученым приходится опираться на куда более поздние источники.

Однако довольно известными являются жреческие книги «Индигита-менты». Сохранились официальные записи о жизни древнеримских общин, записи древнегреческих авторов в отклик на события в Гесперии (как они называли древнюю Италию), гимны коллегий Арвальских братьев и т. д.

Основными из источников считаются первые договоры Рима с другими городами и государствами, записи коллегии понтификов (жрецов), а также записи об основных событиях каждого года, которые позднее получили название анналов (лат. annus — год).

Однако основными источниками принято считать «Энеиду» Вергилия, книги истории Ливия, «Фасты» Овидия и четвертую книгу Проперция.

Космогония и боги

Долгое время считалось, что римская мифология на начальной стадии развития сводилась к анимизму. Поклонение душам умерших было обусловлено страхом перед их сверхъестественной силой, равно как и поклонение одушевляемым природным явлениям. Римляне никогда не начинали и не заканчивали дел, не заручившись благосклонностью богов, не исполнив всех положенных обрядов, не вознеся молитв и не принеся необходимых жертв.

Считалось, что римляне различали лишь благосклонные или неблагоприятные неперсонифицированные силы — нумина (numina), и их было великое множество: божество посева и роста, цветения и брака, жатвы и зачатия, прогулки и возвращения и т. п., а их имена образовывались от названия самого производимого действия.

Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, возникшие позже, не имели антропоморфного воплощения, а лишь символы: например, Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

В первобытнообщинный период огромное значение играл культ предков, чтимых в каждом роду: пенатов, покровителей домашнего очага и рода, и ларов, покровителей дома, семьи и всей общины в целом.

Однако, хотя древняя космогония римлян так и остается пока загадкой, постепенно исследователи стали находить доказательства, что сама римская мифология проходила примерно все те же стадии развития, что и у остальных народов в первобытнообщинный период.

Была определена древнейшая триада божеств: Юпитер (вытеснивший первоначального создателя мира, Януса) — воплощение религиозности и жречества, Марс — военная ипостась, Квирин — хозяйственная ипостась.

Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палее — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Коне и Опа — урожай.

Кроме того, согласно выводам ученых, римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. К примеру, дубу на Капитолийском холме приносились жертвы, а увядание любой смоковницы, дерева, под которым, по легенде, волчица выкормила будущих основателей Рима, Ромула и Рема, воспринималось как крайне грозный и неблагоприятный признак.

Поскольку был весьма развит культ животных, то огромное значение приобретала интерпретация их поведения и исследование приносимых жертв, а проще говоря, гадания, так распространенные в Древнем Риме.

Оправдано...государством

В чем же все-таки заключается своеобразие римской мифологии по сравнению с другими мифологическими традициями?

Если вдуматься, то станет очевидно: большинство древнейших мифов о богах не сохранились, они постепенно, но неуклонно были вытеснены мифами о героях.

Само устройство римского общества, в котором отдельные общины стремились к объединению в крупные городские конгломераты, в котором политика играла с каждым веком все большую роль, а государство становилось посредником между гражданином и богами, — в этом и есть самобытность Древнего Рима.

Мифы, рассказывающие о героях, есть отображение глубокого взаимного проникновения истории и мифа в сознании римлян. Жизнь человека наполнена божественным присутствием, каждый ее миг человек ответственен за свои поступки.

И если они совершаются на благо общины, то и боги тобой довольны.

Таковы мифы о сабинянках, Нуме Помпилии, Лукреции, Сцеволе, Корио-лане и многих других.

Безусловно, нельзя отрицать, что римская культура постоянно впитывала в себя культуру окружавших ее народов. Да, римляне переименовали и приняли почти весь греческий пантеон, сделали множество заимствований у этрусков и других народов, но тому была очень простая причина. Рим был государством военным, за счет завоеваний постоянно расширявшим свои территории и ассимилировавшим культуру завоеванных народов.

Римский героический миф объяснял прошлое, оправдывал настоящее и направлял будущее. Несмотря на некоторую изначальную примитивность, он делал жизнь человека наполненной смыслом: служение отечеству.

И каков же конец?

Римская религия, открытая и постоянно изменявшаяся под влиянием извне, просто не могла разработать единой концепции о конце света.

Как любое военное государство, Рим был обречен на постепенное угасание и разрушение или на непременное преобразование. Римская мифология, пройдя различные стадии развития — от принятия греческого пантеона до образования культа императора, в конце концов стала... некоей основой для победы христианства как религии.

Миф о римском левше

В 509 г. до н. э. этрусский царь Ларе Порсенна объявил Риму войну. Огромное войско вторглось на территорию страны и все ближе подступало к столице. Еще немного — и Рим был бы взят штурмом.

Тогда один из молодых римских патрициев, Гай Муций Корд, решил проникнуть в лагерь этрусков и убить их царя. Гай знал этрусский язык и, переодевшись в одежду врагов, легко проник в лагерь, но никак не мог понять, кто же из сидящих у главного шатра и есть царь Порсенна. Спросить же он не мог, опасаясь выдать себя.

Тогда юноша решил, что самый нарядно одетый человек и есть вражеский правитель. Он напал на него и заколол кинжалом. Но увы! Это оказался лишь один из придворных царя, самый большой любитель нарядов и украшений.

Гай Муций был тут же схвачен, но отвечать на вопросы отказался. Тогда ему стали грозить пытками. Увидев треножник с пылающим огнем, юноша сам подошел к нему, положил правую руку в пламя и молча, не издавая ни звука, смотрел на Порсенну, пока рука не обуглилась.

Изумленный отвагой и невероятной стойкостью патриция, Порсенна воскликнул: «Если все римляне такие стойкие, то победить их невозможно». Он отпустил Муция, который с той поры стал носить прозвище Сцевола (Левша), и решил начать переговоры о перемирии.

В середине III в. до н. э., когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература античного общества - римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке.

Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литератур Европы, определяется исторической! ролью Рима в культурном" развитии европейского Запада. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII - XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Античная струя в трагедии европейского «классицизма» исходила в гораздо большей мере от римского драматурга Сенеки, чем от Эсхила, Софокла и Эврипида; европейский; эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Только буржуазный «неогуманизм» XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. Перемена ориентировки привела к тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, рассматривать как чисто подражательную. Значение ее стали сводить к одной лишь «посреднической» роли, обусловленной будто бы только тем обстоятельством, что латинский язык был более распространен в Западной Европе, чем греческий. Эта точка зрения совершенно неправильна. Действительно, в первую половину Средних веков и во времена раннего итальянского Возрождения греческий язык был в Западной Европе почти неизвестен, между тем как латинский знали повсеместно. Но период наибольшего воздействия античной литературы на европейскую наступает с XV - XVI вв., когда греческий язык в Европе уже знали. И если. Европа обращается теперь к античной литературе в ее римском варианте, то происходит это не в силу незнакомства с греческим языком, а потому, что римский вариант более соответствовал художественному вкусу этого времени и его литературным потребностям. Теоретики европейского классицизма XVI - XVII вв., занимаясь сравнительной оценкой обеих античных литератур, всегда приходят к выводу о «превосходстве» римлян. Очень показательна в этом отношении «Поэтика» Юлия Цезаря Скалигера (1484 - 1558), один из самых влиятельных в это время трактатов по теории литературы. Скалигер, после детального сопоставления гомеровского эпоса с «Энеидой» Вергилия, отдает предпочтение «Энеиде». Такого рода суждения, при всей их исторической ограниченности вкусами определенной эпохи, свидетельствуют все же о том, что «посредническая» роль выпала на долю римской литературы не случайно, в результате большей распространенности латинского языка, а в силу ее собственных специфических качеств, отличающих ее от греческой литературы и делавших ее более созвучной эстетическим требованиям Возрождения и классицизма XVI - XVII вв.



С другой стороны, римская литература в ее лучших проявлениях нередко представляет собой синтез всего того, что давала греческая литература разных периодов. Эпос Вергилия и лирика Горация ориентированы, например, на греческую литературу классического периода, но используют вместе с тем и достижения эллинистической литературы, все накопленное мастерство веков. Старые греческие жанры получают у римлян обновленную форму. В Риме происходит, таким образом, расширенное воспроизводство литературных форм Греции, освобожденных от местных особенностей.

Историческое значение римской литературы заключается, стало быть, в том, что это такой вариант античной литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени античного общества, вариант, который по своим специфическим качествам легче мог содействовать формированию новой западноевропейской литературы.

^ Древнеримская мифология, ее особенности. Единственное, что нашло. Еще найду вышлю.

Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти - сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты - диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал. Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой - доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так например сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.



Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие - «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций - соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин

В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецело вылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудных содержанием мифах. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключалась суть Р. религии - этого чисто римского понятия (religio - слово Р. происхождения и означает связь), сделавшегося впоследствии достоянием всего мира. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, ^ Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система Р. мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

49. Философский эпос Лукреция "О природе".

В своей поэме “О природе вещей” Лукреций изящно, в поэтической форме изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых “эйдолов”, в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция- не совсем то, что у Эпикура: они - не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы - это материал для природы, предполагающей какой-то, вне их находящийся, творческий принцип. Никаких намеков на самодеятельность материи в поэме нет. Лукреций усматривает этот творческий принцип то в прародительнице-Венере, то в искуснице-Земле, то в созидательном естестве - природе. А.Ф. Лосев пишет: “Если мы говорим о натурфилософской мифологии у Лукреция и называем ее своеобразной религией, то пусть читатель не путается здесь в трех, соснах: натурфилософская мифология Лукреция... не имеет ровно ничего общего с традиционной мифологией, которую опровергает Лукреций”.

По словам Лосева, самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющей основное содержание 5-й книги поэмы. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех черт усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счете суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства. Лукреций завершает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусства.

В заключение этой главы следует сказать, что Демокрита, Эпикура, Лукреция и др. у нас привыкли толковать только как материалистов и атеистов. Вслед за блестящим знатоком античной философии А.Ф. Лосевым многие придерживаются точки зрения, согласно которой античная философия вообще не знала материализма в европейском смысле слова. Достаточно указать уже на то, что и Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

^ Тит Лукреций Кар

О природе вещей (фрагменты)

<...> Не поставь никакого предела природа

Для раздробленья вещей, тела материи ныне,

Силой минувших веков раздробившись, дошли до того бы,

Что ничему уж, из них зачатому, в известное время

Было б пробиться нельзя до высшего жизни предела.

Ибо, мы видим, скорей что угодно разрушиться может,

Чем восстановленным быть; поэтому то, что доселе

Долгие дни и века бесконечных времен миновавших

Врозь разнесли, раздробив и на мелкие части расторгнув,

Вновь в остальные века никогда не могло б воссоздаться.

Но, несомненно, предел раздробленью известный положен.

Так как мы видим, что вещь возрождается каждая снова...

<...> Но продолжаю я нить своего рассуждения снова.

Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и где двигаться могут различно...

<...> Существуют такие тела, что и прочны и вечны:

Это вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне.

Эти тела ни от внешних толчков разлагаться не могут,

Ни, изнутри чем-нибудь пораженные, врозь распадаться,

Ни от воздействия силы иной уничтожиться вовсе.

В пустоте находясь и витая по ней, неизбежно

Первоначала вещей уносятся собственным весом

Или толчками других. И часто, в движенье столкнувшись

Вместе, один от других они в сторону падают сразу.

И удивляться нельзя: они в высшей степени крепки.

Плотны и вески и вспять отскочить им ничто не мешает...

<...> Дабы ты лучше постиг, что тела основные мятутся

В вечном движеньи всегда, припомни, что дна никакого

Нет у Вселенной нигде, и телам изначальным остаться

Негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству,

Если безмерно оно и простерто во всех направленьях,

Как я подробно уже доказал на основе разумной.

Раз установлено так, то телам изначальным, конечно,

Вовсе покоя нигде не дано в пустоте необъятной.

Наоборот: непрерывно гонимые разным движеньем,

Частью далеко они отлетают, столкнувшись друг с другом,

Частью ж расходятся врозь на короткие лишь расстоянья.

Те, у которых тесней их взаимная сплоченность, мало

И на ничтожные лишь расстояния прядая порознь,

Сложностью самих фигур своих спутаны будучи цепко,

Мощные корни камней и тела образуют железа

Стойкого, так же как все остальное подобного рода.

Прочие, в малом числе в пустоте необъятной витая,

Прядают прочь далеко и далеко назад отбегают

На промежуток большой. Из них составляется редкий

Воздух, и солнечный свет они нам доставляют блестящий.

Множество, кроме того, в пустоте необъятной витает

Тех, что отброшены прочь от вещей сочетаний и снова

Не были в силах еще сочетаться с другими в движеньи...

^ Кратко и мелко

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Была утеряна и найдена итальянским гуманистом Поджо Браччолини только в 15 веке. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Крупнейшим проводником идей Лукреция был французский философ П. Гассенди.

Случайные статьи

Вверх