Нечистоты шафиитский фикх. Шафиитский мазхаб. Краткие сведения. Что отличает шафиитский мазхаб

Фикх Шафии: "Очищение от наджасы собаки" Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота - половина веры», - его роду и сподвижникам. Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности. Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме - обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы. Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе Аль-Хатыб аш-Ширбини  пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»: «Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие»1. Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы. 1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», - но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся. 2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет. 3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место2. Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы3. Шариатское решение в отношении собаки Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис: طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ «Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, - семикратное [омытие], первое из которых - землей»4. В другом риваяте от Муслима добавлено: فَلْيُرِقْهُ «И вылей ее». Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры : إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً «Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз». Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис: «Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения5. Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака - самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна. Также передается в хадисе, что Пророка  позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая»6. Как можно испачкаться наджасой собаки Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки). Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини: «То, что стало наджасой из-за соприкосновения с собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным»7. Способ очищения от собачьей наджасы Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»: «Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей». Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит: «[Землей] очищающей8, полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным»9. Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения. Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым. Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее. Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет: «Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи». Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет: «Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось». Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит: «Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа»10. О заменяемости земли в вопросе очищения Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов11, объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства. Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования. Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы: «Второе мнение12: не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи13 могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих»14. Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя»15. Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье. Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, - это незаменимость земли16 для такого рода очищения. Различные вопросы Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения17. Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки18. Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем19. Если собака лакала из большого сосуда20, то ни вода, ни сам сосуд не становятся нечистыми, если только мокрый язык собаки не коснулся стенок сосуда, до которых не доходила вода21. Если собака лакала из сосуда малого объема22, то вода очистится, если ее довести до большого объема, а сам сосуд при этом не очистится. Воду, испачканную собакой, желательно вылить, а хадис, в котором содержится повеление выливать ее, касается случая, когда кто-то хочет совершить ею омовение, тогда вылить ее становится обязательно23. 1.Т.1, с. 243.2.Там же, т. 1, с. 248.3.Там же.4.«Сахих» Муслима, №651.5.Речь идет о повелении омывать человека после смерти, потому что такое очищение не связано с тем, что он стал мертвечиной или нечистым, а связано с проявлением к нему уважения.6.Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 228.7.Там же, т. 1, с. 243.8.Которая не использовалась до этого для очищения от нечистот собаки и не использовалась в таяммуме.9.Мугни, 1:244.10.Мугни, 1:244.11.Мугни, 1:245.12.Первое мнение и самое сильное в мазхабе - это необходимость именно земли.13.Мыло, например, или стиральный порошок.14.Имам аш-Ширази.15.Мугни, 1:245.16.Напомним, что земля должна быть чистой и не должна быть до этого использована в таяммуме.17.Мугни, 1:245.18.Там же.19.Там же.20.Объемом больше 190 литров.21.Мугни, 1:245.22.Меньше 190 литров.23.Мугни, 1:245-246.

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Жизненный путь имама аш-Шафии

А бу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама , которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани . С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом . Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой - ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма ) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России - чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы - религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, - шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу - святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники - Коран и Сунна - написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре - ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб - одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был - потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса - создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу - Коран и Сунну (сборник хадисов - историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада - формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: "Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник".
  • Совершение намаза - пятикратной молитвы.
  • Пост в предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята - ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа - паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий - материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие - нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу - обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение - обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: "Я намереваюсь совершить фарз (суннат) ради Аллаха".
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль - полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести "Бисмиллях".
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти - к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов - 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует витр из 3 ракатов - 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) - "Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана"узубика минаннар".
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): "Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи "адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината "аршихи ва мидада калиматих". Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: "Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та"аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль "ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль "иззати "амма ясифун ва салямун "аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль "алямин".

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу - одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование - отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе - одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.

Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота — половина веры», — его роду и сподвижникам.

Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности.

Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме — обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы.

Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»:

«Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие» .

Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы.

1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», — но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся.

2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет.

3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место . Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы .

Шариатское решение в отношении собаки

Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис:

طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ

«Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, — семикратное [омытие], первое из которых — землей» .

В другом риваяте от Муслима добавлено:

فَلْيُرِقْهُ

«И вылей ее».

Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры:

إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً

«Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз».

Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис:

«Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения . Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака — самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна.

Также передается в хадисе, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая» .

Как можно испачкаться наджасой собаки

Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки).

Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини:

«То, что стало наджасой из-за соприкосновения с собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным» .

Способ очищения от собачьей наджасы

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»:

«Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей».

Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«[Землей] очищающей , полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным» .

Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения.

Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым.

Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее.

Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет:

«Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи».

Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет:

«Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось».

Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа» .

О заменяемости земли в вопросе очищения

Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов , объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства.

Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования.

Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы:

«Второе мнение : не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих» . Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя» .

Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье.

Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, — это незаменимость земли для такого рода очищения.

Различные вопросы

Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения . Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки .

Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем .

Если собака лакала из большого сосуда

Создавая семью, человек берёт на себя ответственность – как в плане духовно-нравственного воспитания её членов, так и в плане материального обеспечения. Однако не всегда удаётся выстроить здоровые семейные отношения, и ещё вчера близкие люди принимают решение разойтись. Семья прекращает своё существование. А с

  • Обязательная милостыня по окончании поста месяца Рамадан Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммада ﷺ. Обязательным этот вид закята стал во 2-м году хиджры, за два дня до Уразы-байрама (Праздник Разговения), в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамадан.
  • Религия Ислам придаёт большое значение совершению намаза в коллективе (джамаатом). Кроме того, что это сплачивает и сближает мусульман, там можно многому научиться, если у вас нет достаточных знаний, исправить недочёты в своём поклонении. Это полезно также для налаживания взаимоотношений, усиления чувства братства и
  • Прерывание любого обязательного поклонения, после того как человек вступил в него, без уважительной причины (ʻузр) запрещено, потому что это является аннулированием акта богослужения, которое Всевышний Аллах в Священном Коране запретил (смысл): «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху ﷻ (исполняйте то, что Он повелел
  • 1. Надеть сшитую одежду (мужчинам). 2. Покрыть голову (мужчинам). 3. Закрыть лицо и руки до кистей для женщин. 4. Удалять волосы на теле. 5. Умащивать волосы головы или бороды. 6. Подстригать ногти. 7. Пользоваться благовониями (надушить тело или одежду). 8. Убивать земную дичь. 9. Рубить или ломать деревья, растения на землях
  • После окончания месяца поста наступает сезон хаджа. Начиная с первого дня Шавваля уже можно вступить в хадж, и этот период длится вплоть до дня Арафа (девятого дня месяца Зуль-хиджа). Кто успел, вступив в хадж, побывать в этот день на горе Арафат, считай, успел совершить хадж.
  • Многим будущим паломникам сложно вообразить последовательность выполнения обрядов хаджа, и они ощущают некую растерянность. С целью облегчения задачи для тех, кто совершает хадж, мы решили отобразить последовательность их действий на святых землях.
  • Гусль – это доведение воды до всех частей тела, с соответствующим намерением, став под проточную воду или погрузившись в неё. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть её заново вместе с намерением.
  • Одной из лёгкостей в Исламе является ношение хуффайни (кожаных носков) и протирание их вместо мытья ног. Нет обязательности, чтобы они были сделаны именно из кожи. Если любые носки будут соответствовать условиям хуффайни, то разрешается протирать их вместо обмывания ног.
  • Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Поэтому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохого обращения с животными.
  • Действия, при которых нарушается омовение: – Выход чего-либо из естественных проходов человека, будь это моча, кал, газ или что-либо ещё другое. В Коране говорится (смысл): «...когда один из вас справил нужду».
  • Каждого из нас ожидает смерть. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Каждая душа вкусит смерть, затем вы будете воскрешены и возвращены именно к Нам» (сура «Аль-Анкабут», аят 57).
    Случайные статьи

    Вверх