Святитель афанасий. Какие акафисты читать в житейских нуждах (на всякую потребу) Афанасий харьковский

С мощами угодников Божьих связано очень много необычных явлений и чудес. Эти факты разрушают обычное представление о материальном мире, указывая на превосходство над ним мира духовного. О наиболее невероятных из этих случаев мы и хотим поговорить.

«Христос воскресе!»: разговор с Киево-Печерскими святыми

Одним из уникальных явлений всего, не только православного, мира являются пещеры Киево-Печерской лавры. Созданные еще основателями монастыря, преподобными Антонием и Феодосием, в XI в. Ближние и Дальние пещеры сегодня совокупно содержат более 120 мощей святых угодников Божьих. В мире, пожалуй, нет другого такого места, где бы хранилось одновременно столько нетленных останков прославленных святых.

В пещерах также находятся мироточивые главы неизвестных святых. Главы помещены в специальные сосуды, и из них выделяется необъяснимого происхождения жидкое вещество — миро, обладающее целебными свойствами. Причем, когда головы мироточат, они становятся мягкими, словно воск.

Но не только количеством святынь могут похвалиться Лаврские пещеры. Случаются в них и другого рода православные чудеса. Некоторые из них описаны в «Киево-Печерском патерике» и связаны с именем преподобного Марка, подвизавшегося здесь. Его главным послушанием было копать в пещере могилы для новопреставленных подвижников, за что он впоследствии и получил прозвище Гробокопателя.

В «Патерике» упоминается несколько необычных явлений, когда умершие слушались Марка и выполняли его поручения. Например, одному из новопреставленных святых отцов он не успел вовремя выкопать могилу и попросил через другого монаха передать, чтобы умерший подождал. Тогда случилось невероятное: когда иноку передали просьбу Марка, мертвый воскрес и прожил еще один день.

Другой мертвец, которого положили в тесной могиле так, что не было возможности подойти к нему, чтобы обмазать тело маслом (елеем), по просьбе Марка Гробокопателя сам взял елей и облил себя им. Также описан случай, когда один из умерших братьев по слову того же Марка сам перелег в другую могилу, чтобы уступить место своему брату, которое полагалось тому по старшинству.

Сегодня уже мощи святого Марка Гробокопателя покоятся в знаменитых пещерах и являются предметом почитания. От преподобного сохранились не только нетленные останки, но и вериги, крест и прославившаяся шапка. Ее одевают после молебна на голову всем желающим, от чего часто происходят исцеления и другие чудеса.

В 1453 году в пещерах произошел еще один случай, который можно отнести к разряду невероятных. В праздник Воскресения Христова сюда зашел один священник по имени Дионисий. Переполненный радостью и желая разделить ее с преподобными, он воскликнул: «Сегодня Великий день, святые отцы: Христос воскресе!» Неожиданно весь сонм Печерских святых ясно ответил ему: «Воистину воскресе!» Дионисий был настолько поражен этим необычным явлением, что надолго потерял дар речи и остаток жизни провел в затворе.

Загадки Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря

Посоревноваться в известности с Лаврскими пещерами Киева могут разве что «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, которые также можно отнести к числу православных чудес. Они были открыты в 1392 году, за 80 лет до основания самой обители.

И произошло это так. Крестьянин из этой местности рубил деревья. Неожиданно одно из деревьев провалилось под гору, за ним еще несколько, и под ними открылся вход в пещеры. Согласно одному преданию, их основали бежавшие от крымских татар монахи из Киево-Печерского монастыря. Над входом обнаружили надпись: «Богом зданные пещеры». Позже один юродствующий пытался стереть эту надпись, но она всегда появлялась заново. Сегодня в этих пещерах покоятся многие мощи святых из монастырской братии.

Покоятся здесь и останки основателей монастыря: священника Иоанна Шестнака и его супруги Марии (в постриге — Васса). Когда последняя умерла, супруг похоронил ее при входе в пещеру, закопав гроб под землю. Однако на следующий день он обнаружил гроб на том же месте, но на поверхности. Заново отслужив панихиду, он вновь закопал гроб, но повторилось то же самое. Тогда он уразумел, что такова воля Божия.

С тех пор установилась традиция: гробы с умершими в пещерах никогда не закапывают, а оставляют их в специальных нишах — склепах. Но на этом необычные явления с мощами инокини Вассы не закончились. Когда в начале прошлого столетия какие-то злоумышленники попытались вскрыть гроб святой основательницы обители, им это не удалось: из гроба появился огонь и попалил их. Свидетельство этого посмертного чуда до сих пор можно увидеть на гробу преподобной Вассы — это следы от пожара.

Хоронят в Богом зданных пещерах не только монахов, но и некоторых мирян. Среди них есть даже известные предки Мусоргского, Пушкина и Кутузова. Всего насчитывается около десяти тысяч захоронений. Причем интересно, что какие-либо запахи тления здесь отсутствуют.

Посмертное чудо Александра Невского

Необычное явление произошло в 1263 году на отпевании благоверного князя Александра Невского, который перед смертью принял схиму с именем Алексий. В тот момент, когда ему должны были вложить разрешительную грамоту, он сам на глазах у всех присутствующих протянул руку и взял ее.

Интересно, что такое же чудо в точности повторилось спустя семь столетий, когда отпевали великого подвижника наших дней схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Причем знаменательно, что случилось это в храме в честь Александра Невского в Тбилиси накануне дня памяти благоверного князя 5 декабря 1992 года. В этом храме отец Виталий прослужил последние годы своей жизни. Реакция присутствующих на это необычное явление была зафиксирована при видеосъемке отпевания.

Почти живой: мощи святого Александра Свирского

Еще одним необъяснимым чудом являются нетленные останки преподобного Александра Свирского. Как известно, он был единственным из русских святых, кому было явление Святой Троицы. Преподобный долгие годы подвизался в затворничестве близ реки Свирь на рубеже XVI столетия. Мощи преподобного уникальны тем, что сохранились почти полностью нетленными, включая мягкие ткани, даже те участки лица, которые обычно истлевают в первую очередь.

Из стопы подвижника исходит благоуханное миро, на которое после второго обретения слетались пчелы. Это чудо было заснято на видеокамеры. Сегодня мощи преподобного находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре.

Как Спиридон Тримифунтский перевернулся в гробу

Знамениты своими многочисленными чудесами и мощи святого Спиридона Тримифунтского. Они также отмечены почти полным нетлением. Часто раку с мощами святителя невозможно открыть: считается, что в это время он отсутствует здесь, так как помогает страждущим. О том же свидетельствуют и известные бархатные башмачки подвижника, которые ежегодно приходится менять, поскольку у них чудесным образом стаптывается подошва.

Но мы бы хотели рассказать и еще об одном православном чуде, свидетелем которого был Николай Гоголь, из чьих уст к нам и дошла эта история. Однажды писатель приезжал на поклонение мощам святителя Спиридона и видел следующее необычное явление.

Когда останки преподобного по традиции обносились вокруг города, среди присутствующих был один паломник из Англии, который усомнился в достоверности чуда. Он был уверен, что тело Тримифунтского чудотворца забальзамировано, в связи с чем на спине его обязательно должны быть надрезы.

Однако когда он подошел поближе к мощам, чтобы их рассмотреть, на глазах у всех останки святого сами поднялись в гробу и перевернулись, чтобы англичанин смог увериться, что никаких швов там нет. После этого мощи святого так же вернулись в свое прежнее положение на место.

Всплывающие мощи епископа Климента Римского

Еще одно уникальное посмертное чудо связано с именем святого Климента Римского, мученически погибшего во II веке. Его тело было выброшено в море с якорем на шее недалеко от Херсонеса. Однако каждый год в день памяти мученика имело место совершенно необычное явление: море расступалось на восемь дней, давая возможность людям подходить к мощам, и в каждый из этих дней здесь совершалась Литургия. Так продолжалось до тех пор, пока останки Климента не были чудесно обретены в IX веке равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Нетленное ухо Иоанна Златоуста

В Ватопедском монастыре на Афоне содержится еще одна редкая святыня — честная глава Иоанна Златоуста. Она представляет собой голый череп без каких-либо кожных покровов. Удивительно в ней то, что одна часть все же сохранилась нетленной — это ухо святителя. Причем совершенно необъяснимо, как оно может держаться на голых костях. Считается, что в это ухо нашептывал Иоанну Златоусту сам апостол Павел, когда тот писал толкования на его послания. Именно поэтому оно и сохранилось нетронутым тлением.

Афанасий Сидящий

В Благовещенском соборе Харькова находятся мощи святого Афанасия, Лубенского чудотворца, покоящиеся в необычном для нас положении — сидячем. В народе его за это так и прозвали: «Афанасий Сидящий». В чем же загадка такого необычного погребения? И как вообще мощи святителя оказались у нас?

Афанасий был патриархом Константинопольским. В 1694 году он возвращался через Украину из Москвы, куда ездил с личным поручением к царю. По дороге он сильно заболел и остановился в Мгарском монастыре рядом с Лубнами на Полтавщине. Здесь он и был похоронен по тому обычаю, как погребают восточных патриархов, — сидя. Позже мощи святого были перевезены в Харьков, где прославились своими чудотворениями.

Посмертная улыбка Иосифа Ватопедского

Православные чудеса происходят и сегодня. Одним из них является посмертная улыбка современного афонского старца-подвижника Иосифа Ватопедского. Он скончался 1 июля 2001 года. Когда старец умер, его лицо не было улыбающимся, что зафиксировано на многочисленных фото. Однако потом, когда его тело, по афонскому обычаю, зашили в мантию, а затем вырезали часть ткани вокруг лица, то увидели необычное явление: старец улыбался такой умиротворенной улыбкой, которая может быть только на самом счастливом лице. Эти фотографии быстро разошлись через Интернет по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию фильм о втором обретении нетленных останков преподобного Александра Свирского:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

  • | Печать | >
  • E-mail >

Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной имено­вания его Афанасием Сидящим.

Святитель Афанасий родился в 1597 году в городе Рефимно на о. Крит. Он происходил из знатного греческого рода Пателаров, который состоял в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование. Однако светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной сла­вой не соблазнили его: святого влекла жизнь христиан­ских подвижников.

После смерти отца св. Афанасий принял иноческий по­стриг в одном из монастырей Фессалоники, а позже подви­зался на Святой Горе Афон. Вскоре Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой пере­вел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители Святого апостола Иоан­на Богослова на о. Патмос.

В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где про­поведовал Христово учение среди валахов и молдаван. Константинопольский патриарх Кирилл I назначил его пропо­ведником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. поставил митрополитом Солунским. В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святи­тель был возведен на патриарший престол. После возвра­щения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года подвизался на Афоне, со­вершенствуясь в подвигах поста и молитвы.

Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести в кардиналь­ское достоинство. Но святитель остался верен святому Православию.

С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, притесняемой турками, не хватало богослужебных книг, церковной утва­ри и облачений. Святитель неоднократно обращался за по­мощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

В 1654 г., возвращаясь из России, он тяжело заболел и оста­новился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны. Там 5 апреля он мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении бы­ло помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в мо­настырском Преображенском храме.

Через двенадцать лег, 1 февраля 1666 г., мощи святите­ля были обретены нетленными, и множество болящих полу­чили от них исцеление. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной имено­вания его Афанасием Сидящим. Ныне святые мощи патри­арха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова.

Его называли Богомудрым - святителя Афанасия, Лубенского, Харьковского и всея России чудотворца и покровителя. Почитание этого святого в южных русских пределах весьма велико: своей земной и посмертной судьбой, а также духовной, молитвенной жизнью и постоянным общением с русскими государями он связал не только породивший его средиземноморский остров Крит, но и Полтавщину, Харьковщину, да и всю Россию.

Сегодня его называют Афанасием Сидящим, поскольку (удивительная вещь!) его честные мощи покоятся не в обычной гробоподобной раке, а усопший святитель сидит на возвышении, под сенью, располагающейся в правом, южном приделе Благовещенского кафедрального собора Харькова.

Благовещенский кафедральный собор в Харькове

Мощи святителя открыты взорам прихожан, в сущности, с трех сторон. «Будто на патриаршей кафедре, он представляется благоговейному взору как бы только что погрузившийся в непробудный сон. Глава его, осененная митрою святительскою, склонилась на правое плечо, и десница простерта на коленях, для лобзания верующих, а в левой руке он держит свой пастырский жезл, как бы доселе управляя Вселенскою паствою. Так погребли его по чину и обычаю патриаршему, так и обрели, спустя немного лет, бодрствующим и по блаженной кончине».

Честные мощи Афансия Сидящего

Не иссякает поток страждущих поклониться его честным мощам.

Ведь, согласно учению церкви, мощи святых (в любом виде) являются носителями благодати, с помощью которой могут изгонять бесов, исцелять и творить иные чудеса. В постановлениях Седьмого Вселенского собора сказано: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Митрополит Макарий (Булгаков) в XIX веке писал о святых мощах: «Изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления - как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Однако наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого.

В харьковском Благовещенском соборе пребывают и честные мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, а также священномученика Александра (Петровского).

Предстоятель Русской Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время недавнего визита в Харьков поклонился трем харьковским святым, и первым, конечно же, по старшинству канонизации, святителю Афанасию.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл у честных мощей свт. Афанасия Лученского в Благовещенском соборе Харькова. 7 мая 2011 года

Полное именование святого: Афанасий III (Пателларий) Сидящий, Патриарх Константинопольский (Цареградский), Лубенский и Харьковский чудотворец, святитель.

Уроженец (1597 год) критского города Рефимна (Ретимна) происходил из знатного греческого рода Пателлариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Блестяще образованный человек («Я был, - писал он о себе, - знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрологической премудрости, музыки и других искусств»), свт. Афанасий после кончины отца принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.

Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высоком обществе острова Крит, но добровольно оставил свои привилегии, отрекся от всех прелестей, посвятил себя служению Богу, приняв иночество, и впоследствии стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых, переводчик с еврейского на новогреческий язык Псалтири, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмос.

У образа Святого Афанасия. Мгарский монастырь

Биографы свидетельствуют: «Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для Святителя начался тесный путь, - путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титла. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твердость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих».

Он был святителем среди валахов и молдаван, затем епископом Фессалоникийским (Солунским).

Солунская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царьграду, была наиболее разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но вера укрепила его волю. «Возврата нет, - писал митрополит Афанасий, - волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: положивый руку на рало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться, и положившему руку на рало - оглядываться назад».

В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, митрополит Афанасий был возведен на патриарший Константинопольский престол. После возвращения патриарха Кирилла пробыл некоторое время на Афоне, один год жил в Италии, где папа предлагал ему принять католичество, обещая возвести в кардинальское достоинство. В конфликте с турками, снова став на Солунскую епархию, святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

В целом он трижды восходил на патриарший престол, вел непростую борьбу с турецкими правителями и иезуитами. Был и ссылаем на знаменитый остров Родос, после ссылки на который до нового его поставления на Солунскую кафедру прошло 15 лет. На лучшем месте Афона святитель положил начало будущей Русской обители, сам того не ведая, что келия его со временем привлечет русских тружеников - из той земли, где ему суждено будет упокоить свои кости. Интересная преемственность: столетие спустя другой изгнанник Вселенского престола, патриарх Серафим, искал себе убежища в мирном приюте Афанасия и украсил его. Но вынужденный бежать оттуда во время Турецкой войны, при великой Екатерине, он нашел себе последнее пристанище в той же мирной обители Лубенской, где почил его предместник Афанасий. А еще сто лет спустя, в бывшей келии двух патриархов Вселенских, при церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, основателя Византийской кафедры, устроился на Святой горе Афонской скит собственно Русский, как бы в вознаграждение за то гостеприимство, которое даровала Россия обоим патриархам.

Духовные связи святителя Афанасия с Россией установились еще до его патриаршества, вскоре после поставления на Солунскую митрополию. В 1631 году он дал от себя просительную грамоту к царю Михаилу Феодоровичу - епископу Косме, который проживал на Святой горе в Иверском монастыре; он послал чрез него Государю в благословение частицу мощей святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, и миро от святого великомученика Димитрия, умоляя помочь ему в бедственном положении и освободить от тяжкого долга (более 5000 рублей), образовавшегося еще до его поставления митрополитом. Увы, русский царь помочь финансово тогда не имел возможности.

В предпоследний год царствования Михаила Феодоровича, 24 Августа 1643 года свт. Афанасий снова писал Государю: «Отверзи щедроты милосердия своего, державный Царь, приими нас, всегдашних твоих нищих богомольцев, и поспеши милостию своею на помощь прехвальному престолу Солунскому, который погибает до конца от неверных иудеев и агарян; выкупи из рук их священные сосуды и ризы; они держат их у себя на поругание веры Христианской. Поелику неизреченныя милости творит повседневно боговенчанное и самодержавное Царствие ваше, то да будет и сей православный престол Солунский утвержден и сподоблен христолюбивой благодати вашей; инаго пристанища пред Богом не имеем. Ты, Царь, нам, всем православным христианам, помощник и столп благочестия, и к тебе все, как отцу и утешителю, в печалях наших прибегаем; призри нас, святый Царь, потому что, без вашей богатой милости и помощи, невозможно мне возвратиться и спастись от погибели, и митрополия наша разорится до конца от тяготы долгов наших, коих пятнадцать тысяч ефимков...»

Приходилось писать к русскому самодержцу еще не раз, по разным поводам - с просьбами о помощи не лишь в своих тяжких обстоятельствах, но и ходатайствовать за других, информировать о военных и политических событиях Европы, Рима, Турции.

Свт. Афанасий посетил в 1653 году молдавского господаря Василия Лупу и малороссийский Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким (примерно за год до Переяславской рады, состоявшейся в январе 1654 года), от которого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу.

Документы свидетельствуют о торжественной встрече святителя патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Он привез Государю «образ Спасов в кивоте, крест деревянный резной, мощи Евангелиста Матвея, святое миро, составленное всеми четырьмя Вселенскими патриархами; от архимандритов же: Янинского - резной крест, а от Критского - мощи Св. Алексия Божия человека». Во время пребывания в Москве по просьбе русского царя и патриарха святитель записал греческий порядок архиерейской литургии, определивший впоследствии тот, что существует в русской церкви до настоящего времени.

Получив частичное вспомоществование, святитель отправился на богомолье в Сергиеву лавру. А позже испросил царской грамоты, написав челобитную царю, в которой были такие слова: «Потому что как я ехал к тебе к Москве чрез войско Запорожских казаков, в то, Государь, время, приходили на исповедь многие черкасы, и по обычаю своему, просили у меня, богомольца твоего, разрешительной грамоты, и мне было в те поры послать в Киев, напечатать разрешительные грамоты, некого; а как я, богомолец твой, из Москвы поеду назад, те, Государь, Запорожские казаки, начнут у меня, богомольца твоего, разрешительных грамот просить, а иные вновь на дух приходить будут, Царь Государь, смилуйся пожалуй. Бывший Константинопольский Патриарх Афанасий, благочестивейшаго Царя теплейший и неусыпный молитвенник».

Некоторые источники полагают, что Свт. Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого.

Тем не менее на пути в Галац святитель заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны на Полтавщине.

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Обитель эта, находящаяся в Малороссии, была создана в 1619 году, по благословению епископа Перемышльского Исаии, соименным ему игуменом Густынским, на средства княгини Раины Корибутовой, урожденной княжны Вишневецкой, которая была замужем за старостой Овручской области. Церковь во имя Преображения была в то время еще деревянная и довольно убогая; только 40 лет спустя усердием гетмана Самойловича была поставлена на ее место нынешняя великолепная церковь, которая красуется на вершине лесистой горы, слывущей Фавором Мгарским, над рекой Сулой.

К слову, через сотню лет, с 1737 года, игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря стал уроженец Полтавщины святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (святые мощи которого в наши дни покоятся в Преображенском соборе города Белгорода)...

25 февраля 1654 года свт. Афанасия гостеприимно встретила монастырская мгарская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем). Жития свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Показывают близ обители уединенный холм, куда, по преданию, любил приходить молиться свт. Афанасий, он и теперь слывет святительским; правда, едва ли по болезненному своему состоянию святитель мог пользоваться в зимнее время краткой прогулкой. Скорее всего, народная память соединила патриарха Афанасия с частым молитвенным посещением холма другим патриархом Цареградским Серафимом, который провел несколько лет в уединении в Лубенской обители.

У Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря

Святитель Афанасий отошел к Богу 5 апреля 1654 года и был погребен в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. На гробнице была сделана надпись: «Сын! если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклону: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей - Христом».

Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 (15 по нов. ст.) мая - в день памяти свт. Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи святителя Афанасия Сидящего неоднократно были переносимы с места на место, стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об его исцеляющих мощах распространилась далеко за пределы Лубенщины, и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, получая исцеления от недугов.

Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей, и вскоре из Харькова приехал нарком С. П. Середа с письмом от Г. И. Петровского - с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов.

В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая безбожникам приблизиться к мощам святого, окружив собор живым кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3 000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку безбожники отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и честные мощи святителя, где они вначале хранились в музее.

С именем святителя Афанасия также связывают чудотворную икону Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» (празднуется 19 ноября по ст. ст.), посланную после его кончины на Афон, но вновь принесенную в Россию в 1863 году.

Образ Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»

Святитель Афанасий теперь всегда восседает на своем троне, словно смотрящий за богоспасаемым градом Харьковом и Русским миром. Смотри зорко, отче Афанасий, моли Господа о нас, грешных!

Принесение частицы мощей в Аксос в 1993 году (Греч. ), в Соборах Афонских преподобных , Ватопедских святых (Греч.), Константинопольских святителей (Греч.), Полтавских святых (Укр.) и преподобных русских святогорцев

В миру Алексий Пателларий, родился в году в селении Аксос в окрестностях города Рефимне на острове Крит , в благочестивой и знатной греческой семье, бывшей в родстве с византийской императорской династией Палеологов . Несмотря на образованность и известность в обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца он в году постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских монастырей. В греческих жизнеописаниях патриарха Афанасия сказано, что он стал монахом и был рукоположен в сан диакона в духовной школе Синайского монастыря в Ираклионе (Кандия, остров Крит), где он, после Рефимно, учился древнегреческой литературе, философии и теологии .

Позднее он ушел в монастырь Есфигмен на Афоне , где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. В эти годы он уже стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф , автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос .

По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и с года распространял Христово учение среди валахов и молдаван , для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.

Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукаря) , который, призвав подвижника, назначил его проповедником при патриаршей кафедре. В году святой Афанасий был хиротонизан во епископа и поставлен митрополитом Солунским .

Святитель Афанасий отправился на Афон , где более года подвизался в уединении, совершенствуясь в делании поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии , где папа предложил ему принять католичество , обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию.

Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он вынужден был уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лупу и поселиться там в обители святителя Николая близ Галаца . И здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской Горе , часто посещал ее и надеялся там окончить свою жизнь. Однако Промысел Божий судил иначе.

Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию выехав в январе года. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину . В конце января Афанасий посетил Чигирин , где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким , от кого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу . Архивные документы свидетельствуют что святитель прибыл в Москву 9 марта. Жития также указывают на щедрую и торжественную встречу святителя Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Во время пребывания в Москве по просьбе русских царя и патриарха святитель записывает греческий порядок архиерейской литургии который определил тот, который существует в Русской Церкви до настоящего времени. . Получив щедрую милостыню на нужды монастыря, в декабре года патриарх Афанасий отъехал в Галац.

По некоторым данным, Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской Раде , а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. В пути он заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны . 25 февраля его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем) . Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».

Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5 апреля года мирно отошел к Богу. Игумен, братия монастыря и свита патриарха похоронили его в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. За это необычное для России погребение святой и получил впоследствии наименование «Сидящий».

Почитание

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Прему́дростию уче́ний твои́х/ ца́рствующий гра́д просвети́в,/ тьму́ неве́дения ерети́ческаго разгна́л еси́, преблаже́нне:/ твое́ благослове́ние земли́ Росси́йстей прине́сл еси́,/ о́тче на́ш, святи́телю Афана́сие,/ иде́же сконча́в тече́ние твое,/ на кри́лех чистоты́ возлете́л еси́ в Небе́сное Ца́рство.// Моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о душа́х на́ших.

Кондак, глас 8

О всесвяте́йший па́стырю и учи́телю вселе́нныя,/ преблаже́нне о́тче на́ш святи́телю Афана́сие,/ к ра́це моще́й твои́х припа́дающе, усе́рдно мо́лим тя́:/ приими́ от убо́гих ду́ш на́ших любо́вию приноси́мая тебе́ моле́ния/ и, я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла Влады́чня,/ испроси́ моли́твами твои́ми чту́щим тя́/ со А́нгелы и все́ми святы́ми// непреста́нно Пресвяте́й Тро́ице воспева́ти: аллилу́йя.

Какие акафисты читать в житейских нуждах (на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
О помощи в родах и воспитании младенцев
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов
Акафисты святым
Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
Акафист святому Архангелу Михаилу
Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
Акафист святому Ангелу Хранителю
Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
Акафист святому Предтече Господню Иоанну
Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
Акафист святому мученику Вонифатию
Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
Акафист святому пророку Божию Илии
Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
Акафист Святителю Николаю
Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
Акафист преподобной Матроне Московской
Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
Акафист святой Великомученице Варваре
Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
Акафист святой Великомученице Екатерине
На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Случайные статьи

Вверх