Тридентский собор 1545 1563. Решения тридентского собора. Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях

Тридентский собор

девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был одним из важнейших соборов в истории Католической Церкви, т.к. он собрался для того, чтобы дать ответ реформационному движению.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины. Число Отцов собора (епископов и прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. Были также приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах.

Рассмотренная концепция: Сессия: Дата: Канонoв: Постановлений:


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    - (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

Католическая Церковь насчитывает по настоящее время 21 собор, от Никейского в 325 году до II Ватиканского в 1962-1965. Между этими соборами Тридентский (который был девятнадцатым по счету) продолжался с 1545 по 1563 год и был, естественно, одним из самых важных, хотя он не был ни самым многочисленным, ни пышным, да и не таким уж затяжным, если учесть годы перерыва (с 1548 по 1551 и потом с 1552 по 1561 г.).

Важность Собора заключается в том, что он а) занял ясную доктринальную позицию относительно тезисов протестантов, б) обновил устав Церкви и дал точные указания по поводу формирования и поведения клира.

Чтобы дать представление о реформаторском духе Собора приведем фрагмент канона: ("Декрет Реформы", сессия XXII, 17 сентября 1562): "Нет ничего, что более настоятельно побуждало бы других к набожности и поклонению Богу, чем жизнь и пример тех, кто возложил на себя обязательства служения Богу. Видя их, действительно возвышающихся над мирским и устремленных в мир более высокий, другие смотрят в них как в зеркало и извлекают пример, которому следует подражать. И абсолютно необходимо, поэтому, чтобы духовные лица, призванные связать с Богом свои судьбы, в своих привычках, манерах держаться, ходить, говорить не касались того, что не серьезно, не умеренно, и не полно религиозности". Эти наставления направлены против безнравственности клира конца Средневековья и эпохи Возрождения, и конкретизируются в других канонах декрета.

Кроме того, на Тридентском соборе, Церковь вновь обретает полное сознание того, что быть Церковью - значит быть "попечительницей о душе" и миссионером: "Salus animarum suprema lex esto", "Да будет высшим законом спасение душ". Этот исторический поворот Йеден оценивает следующим образом: "В истории Церкви этот перелом имеет то же значение, которое имеют открытия Коперника и Галилея для картины мира, выработанной естественными науками".

В документах Собора томистская и схоластическая терминология и концепции использовались весьма умеренно и осторожно и, как было отмечено внимательными интерпретаторами, мерой здесь служит верность Церкви, а не верность схоластическим теологам.

Были найдены решения по вопросам об оправдании верой, о деяниях, о предопределении, о таинствах, которые протестанты собирались свести лишь к крещению и причастию (в частности, была утверждена доктрина транссубстативности евхаристии, согласно которой субстанции хлеба и вина преобразуются в тело и кровь Христову). Лютер, напротив, говорил о консубстативности, что подразумевало неизменность хлеба и вина, в которых все же осуществлялось воплощение Христа, в то время как Цвингли и Кальвин сходились в символической интерпретации причастия), и, таким образом, вновь восторжествовала традиция.



Приведем несколько выдержек из документов для иллюстрации некоторых из этих пунктов. По поводу оправдания верой говорится: "Конечная причина - величие Божье и Христово и жизнь вечная; действующая причина - милосердие Божье, которое бескорыстно и свято, сущностная причина - это единственный Господь наш Иисус Христос, который, будучи взятым его врагами, возлюбил их бесконечной любовью, и мы заслужили оправдание его пресвятыми страстями на кресте и его прощение. Инструментальная причина состоит в святости крещения, которое есть таинство веры, без которого никому и никогда не будет оправдания. В конце концов, единственная формальная причина - это справедливость Божья; верит не тот, для которого он справедлив, но тот, которому передается справедливость; т.е. посредством этого дара, мы обновляемся в глубине духа, не только считались справедливыми, но названы были так и действительно были ими, получая каждый собственное оправдание, в той мере, в которой святой Дух расточает ее каждому в отдельности, согласно предопределению и собственному содействию. Действительно, кто оправдан, если не тот, кому переданы страсти Господа нашего Иисуса Христа; в этом оправдании грешников, благодаря тем же самым святым страстям, любовь Бога распространяется посредством святого Духа в сердцах оправданных. Вместе с оправданием и с отпущением грехов человек получает через Иисуса Христа все эти дары, в которых соединены вера, надежда и милосердие. Действительно вера, если не добавились к ней надежда и милосердие, не соединяет совершенным образом со Христом, и не делает его живой частью нашего тела. Поэтому абсолютно истинно утверждение, что вера без благих деяний мертва и бесполезна и что во Христе важно не обрезание, но вера, действующая посредством милосердия".

По поводу "бескорыстия" веры, уточняется: "Когда апостол говорит, что человек оправдан через веру и бескорыстно, это следует понимать в духе католической церкви, т.е. так, что вера есть источник человеческого спасения, фундамент и корень любого оправдания, без которого нет воли Божьей и причастия, которое с вами обретают и ваши дети. Мы оправданы бескорыстно, поскольку все то, что предшествует оправданию - как вера, так и благие деяния - заслуживает благодати оправдания, ведь не в заслугах дело, иначе (как говорит тот же апостол) милость Его не была бы больше милостью".

О соблюдении заповедей и о благих делах говорится: "Никто, потом, уже будучи оправданным, не должен считаться свободным от соблюдения заповедей, употреблять дерзкие выражения и запрещенное отцами под угрозой наказания быть отлученным от Церкви, нельзя для оправданного человека не соблюдать заповеди Божьи. Бог, действительно, не требует невозможного; но когда Он управляет тобою, то предупреждает делать то, что ты в состоянии сделать и когда требует того, что не в твоих силах, то помогает с тем, чтобы ты смог; Его заповеди не тяжки, иго сладостно и легко. Те, кто действительно являются сыновьями Божьими, любят Христа, и те, которые любят (как и Сам Он говорит), соблюдают Его слова, вершат дела, которые с помощью Бога несомненно могут делать. Хотя, действительно, в жизни смертные, какими бы святыми и справедливыми они ни были, сколько раз впадают в ошибки незначительные и повседневные, простительные, но при этом не перестают быть справедливыми. И собственно для прощенных уже выражение, смиренное и правдивое: "И остави нам долги наша".

Наконец, по поводу евхаристии говорится: "Так как Христос, наш Спаситель, говорил, что истинно пребывал своим телом в том, что отдал под видом хлеба, церковь убеждена и объявляется сейчас снова на этом святом Соборе - что с освящением хлеба и вина преобразуются они: хлеб в сущность тела Христа, нашего Господа, и вино в сущность Его крови. Это преобразование, произведенное подобающим образом, и есть, собственно, то,что святой католической церковью называется транссубстанцией ".

· Тридентский Собор закрепил верховенство пап. Фактически был создан Римский католицизм, как монолитная транснациональная надгосударственная монархическая организация с единым центром управления - папой римским, суждения которого по вопросам веры и морали обладают непогрешимостью.

· Сформировал идеологическую основу в виде Библии.

· С этого момента Вульгата, т. е. латинский перевод Библии, является официальной Библией католической церкви.

· Принят Указ о символе веры (Credo - по латыни);

· Официально утвержден орден иезуитов.

· Принят указ об Индексе запрещенных книг.

· Впервые обнародованы Евангелие Христа, затем писания его апостолов.

· Впервые говориться о нашем «Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем».

· Запретил толковать Писание мирянам. Право толкования истинного смысла Святого писания имеет только святая мать Церковь. «Поступающие вопреки, будут изобличаться священнослужителями и наказываться согласно закону».

· Утвердил основные догматы католицизма.

· Заставил всех духовных лиц и профессоров католических университетов присягнуть Тридентскому исповеданию веры.

Фактически на Тридентском соборе была создана религиозно-идеоло­ги­ческая - политическая организация, с глобалистской направленностью деятельности, а не просто религиозная (вероучительная), какими были другие церкви.

Единство церкви, основанное на главенстве папы - это сильная сторона римской церкви, позволяющая решать множество задач, которые были не под силу другим церквям. Власть пап была безгранична.

Узаконенный на соборе орден иезуитов был по оглашению создан для обучения латинскому вероучению народов других стран. По умолчанию это был военно-монашеский орден, который играл громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы. Иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой. Своими связями орден опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. По сути, если пользоваться терминологией наших дней, орден иезуитов - одно из орудий ведения папством и его хозяевами «гибридной войны» за безраздельное мировое господство.

На Соборе была поставлена цель: очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов.

В деле искоренения ереси полагались на Индекс запрещенных книг и на инквизицию.

Отметим, что все монашеские ордена были созданы для окатоличивания некатолических народов любыми методами и средствами.

Формально возможности папы после Триденского собора ограничивались назначением епископов в любой католической стране, но фактически папа назначал королей и императоров. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской.

Подтверждением этого является предложение иезуита Поссевино Ивану Грозному принять католичество, как единственно правильную религию и за это его обещали назначить восточным императором.

1. Убрать еретиков, ведьм и колдунов, препятствовавших распространению католичества внутри Европы.

2. Расширить католическое влияние, т.е. совершить экспансию в другие страны, в том числе и в Россию.

Инквизиция на Западе

После Триденского собора во второй половине XV века и в XVI веке в Европе начинаются религиозные войны и борьба с ересями.

130 лет между 1559 и 1689 гг. стали для Европы периодом анархии, гражданских войн и восстаний. Официальная история называет основной причиной протестантско-католическую религиозную борьбу, но так ли это? Протестанты тоже участвовали в Триденском соборе и приняли латинский вариант священного писания.

Лютер был августинским монахом, а Кальвин был католиком и богословом. Оба занимались переводом Библии. Они могли выполнять особую миссию - возглавить тех, кто был недоволен католицизмом, но не дать этим недовольным отказаться от созданного латинянами вероучения и от борьбы с еретиками.

Принято обвинять в инквизиции только католиков. Но это не так. Протестанты тоже жгли ведьм и колдунов и еще изощренней, чем католики. Приведем отрывок из книги «Христианство и спорынья» :

«...в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. …Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры. …по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет.

Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то... сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма…..именно виднейшие деятели протестантизма (Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм».

Похоже на то, что было разделение труда: католики боролись с еретиками, а протестанты с ведьмами и колдунами.

Поставим вопросы:

· Почему инквизиция начала действовать только в средние века, несмотря на то, что христианство существовало уже почти полторы тысячи лет, как нам говорит официальная история? Неужели за такой большой срок христианство не обрело стабильности?

· Откуда взялись полчища еретиков?

Как показал уже упоминавшийся Джонсон, «полчища» еретиков появились лишь на бумаге.

С нашей точки зрения еретики были придуманы для того, чтобы скрыть факт существования в более раннее время единого вероучения на всей территории Европы и внушить всем мысль, что были лишь разрозненные и не связанные между собой секты, с которыми католицизм вынужден был бороться.

За что конкретно пытали и сжигали еретиков? Есть описание пыток и казни, есть статистика, литература по инквизиции насчитывает около 2 тыс. названий,но в чем конкретная вина еретиков понять трудно.

Известно, что еретиком считается любой, кто не принимает догматы католической церкви, но какие догматы были решающими для казни, - это не ясно.

Какой вере принадлежали, так называемые ведьмы и колдуны?

Тех, кого называли ведьмами и колдунами тоже были связаны с еретиками. Если бы они были разрознены, то с ними бы покончили быстро, а не воевали несколько веков.

Из книги «История языческой Европы» мы узнаем, что «…охота на так называемых ведьм... была преднамеренным преследованием оставшихся в Европе язычников».

Очевидно, что шла борьба не с еретиками, а со славянским населением Европы, их уничтожали и вытесняли, под видом еретиков, ведьм и колдунов.

«Теоретическая» основа инквизиции

Инквизиторы, оправдывая свою деятельность, ссылались на Ветхий Завет:

«Разве не уничтожил бог посредством потопа все человечество, пощадив только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем все население Содома и Гоморры, пролив на них «дождем серу и огонь» (Быт. 19:24); разве не истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать против Моисея во время странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых змей на тех, кто «малодушествовал» в пути (Чис. 21:4, 6); разве не убил он 50 070 жителей г. Вефсамиса только за то, что они «заглядывали в ковчег господа? По сравнению с этими массовыми побоищами библейского бога наши дела могут показаться чуть ли не детскими забавами» (История языческой Европы).

С помощью Ветхого Завета вполне можно доказать «божественное» происхождение инквизиции.

Инквизиторы считали даже самого Иисуса Христа основателем и законодателем инквизиции.

В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6). Эта фраза в особенности была приятна инквизиторам, так как оправдывала и их, и использование ими костров. Однако при этом они уклонялись от ответа на вопрос: Почему Христос в своё первое пришествие не сжигал «еретиков» ни по-одиночке, ни массово, а настаивал на том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» .

Через пять лет после основания ордена иезуитов состоялось и созвание собора. Этого уже давно требовали в католическом мире, да и сам Карл V считал собор лучшим средством для разрешения религиозных споров; но папы были против этого, помня стремление соборов первой половины XV в. к ограничению их власти. Павел III вынужден был на созвание собора (1545) в Триенте (по-латыни Тридент), но сделал все, чтобы помешать серьезной реформе церкви. Голоса на соборе подавались не по нациям, как то было в Констанце и Базеле, а поголовно, что давало перевес итальянцам; заседания под разными предлогами прерывались или переносились в другое место. Два раза собор прекращал свои занятия на несколько лет и окончил их лишь в 1563 году. В последнем, самом важном периоде на соборе вполне торжествовала папская политика, и громадную роль играл генерал иезуитов Лайнес, один из основателей ордена и непосредственный преемник Лойолы . Собор выработал теперь «тридентское исповедание веры» без малейших уступок протестантам и даже с особенно резким определением противоположных учений. Папская власть была признана в своем средневековом объеме и над церковью, и над светскими государями – к большому неудовольствию последних. Отменена только была торговля индульгенциями, и приняты были меры для улучшения образования и нравов духовенства. Католические государи признали тридентские постановления лишь с разными оговорками. Высшее духовенство тоже не везде им благоприятствовало, и, напр., польские епископы согласились на них лишь через тринадцать лет после принятия их королем. Иезуиты немало содействовали и проведению в жизнь постановлений Тридентского собора.

95. Общее следствие реакции

Реакция сороковых годов произвела большую перемену и в самом папстве. Папы второй половины XVI в. отказались как от веселой жизни, так и от гуманистических интересов и от чисто светской политики своих предшественников. Теперь это были суровые фанатики, заботившиеся прежде всего о победе католицизма. Из этих пап особенно выделились Григорий XIII (15711585) и Сикст V (1585– 1590). Первый, известный как реформатор календаря («григорианский стиль»), обнаружил самую дикую радость, когда узнал об избиении французских протестантов в ночь св. Варфоломея. Сикст V достиг престола хитростью. Перед избранием он притворился дряхлым и больным, чем и обеспечил свое избрание кардиналами, не хотевшими иметь строгого папы; но именно он и был одним из самых энергичных, суровых и жестоких людей на папском престоле. Католическая реакция оказала влияние и на народные массы, положив конец колебаниям католиков точными определениями Тридентского собора и распространив везде фанатическое отношение к протестантизму. Эпоха католической реакции была временем религиозных войн как междоусобных, так и международных, в которых во всей своей силе и проявился этот фанатизм.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он

боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил "Confessio doctrinae Saxonicae". Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая "Professio fidei Tridentina", и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание "Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini" последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: "Istoria del Concilie Tridentino" (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал "Istoria del Concilio di Trento" (Рим, 1656). См. еще Le Plat, "Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio" (Лувен, 1781-1787); (Theiner), "Die Geschäftsordnung des Concils von Trient" (Вена, 1871); Sickel, "Zur Geschichte des Concils von Trient" (Вена, 1872); Theiner, "Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini" (Загреб, 1874); Druffel, "Monumenta Tridentina" (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, "Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident" (Нердлинген, 1876); Maynier. "Etude historique sur le concile de Trente" (Пар., 1874); Philippson, "La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle" (1884); Philippson, "Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV" (Берл., 1882); Dejob, "De l"influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques" (Пар., 1884).

Н. Л -ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

    19 й Вселенский собор (согласно принятому в Римско католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и … Энциклопедия Кольера

    Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547 49 в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по… … Большая советская энциклопедия

    Девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в… … Католическая энциклопедия

    Тридентский Собор - ♦ (ENG Trent, Council of) (1545 1563) римско католический собор, созванный папой Павлом III для проведения церковной реформы в свете протестантской Реформации и для уточнения церковных учений. Его каноны и постановления приспособили учение… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    - … Википедия


Случайные статьи

Вверх