Туфайл ибн амр ад-дауси. История сахабы Саид ибн Амр (р.а) Смотреть что такое "Амр ибн аль-Ас" в других словарях

«Саид ибн Амир - человек, который выбрал вечную жизнь, оставив земную, и отдал предпочтение Аллаху и Его Посланнику надо всем остальным».

Саид ибн Амир являлся одним из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Поклонение, набожность, аскетизм - все наивысшие качества нашлись в этом человеке. Казнь сподвижника Пророка (мир ему и благословление) Хубайба, взятого в плен курайшитами, способствовала тому, что Саид познал истину и пришёл к ней. Это произошло перед взятием мусульманами местности Хайбар.

Всевышний наставил Саида ибн Амира на путь истины: он встал посреди большого собрания народа и заявил, что не причастен к их грехам и о том, что более не намерен поклоняться идолам, а также о вступлении в религию Ислам.

После этого Саид ибн Амир переселился в Медину, находился рядом с Пророком (мир ему и благословление) участвовал в битве при Хайбаре и в последующих сражениях. Сам Пророк (мир ему и благословление) ушёл в мир иной, оставшись довольным Саидом. Он был хорошим примером для других мусульман – ведь он решительно избрал вечную жизнь, оставив земную, выбрал довольство Аллаха и вознаграждение Его, оставив желания нафса (эго) и страсти плоти. Оба наместника Пророка (мир ему и благословление) Умар бин Хаттаб и Абу Бакр (да будет доволен ими Аллах) знали праведность и богобоязненность Саида, прислушивались к его советам и придавали значение его словам.

Что помогло Саиду познать истину?

Саид бин Амир аль-Джумахи был одним из тысячи юношей, собравшихся в местности ат-Танг’им возле Мекки по призыву курайшитских лидеров для того, чтоб стать свидетелями расправы над одним из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Хубайбом ибн Ади, вероломно захваченным в плен.

Молодость и энергия Саида позволила ему протиснуться между людьми и приблизиться к старейшинам курайшитов – Абу Суфьяну ибн Харбу, Сафвану ибн Умайа и другим, и увидеть пленника, повязанного веревками и подталкиваемого женщинами и детьми к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду (мир ему и благословление) и отплатить за убитых курайшитов в битве при Бадре. Среди женских и детских криков Саид ибн Амир услышал четкие слова Хубайба: «Разрешите мне совершить два ракаата намаза до моего распятия». Саид ибн Амир увидел, как он повернулся в сторону Каабы и совершил двух ракаатный намаз. Как же они были прекрасны и полноценны, подумал про себя Саид. Завершив намаз, Хубайб обратился к старейшинам курайшитов: «Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что совершаю долго намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше» . Народ стал свидетелем того, как они терзали тело Хубайба, отрезая один за другим куски тела и говоря ему: хотел бы ты, видеть Мухаммада (мир ему и благословление) на своем месте, а себя спасенным? Обливаясь кровью, Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада (мир ему и благословление) хоть колючкой кольнуть!» . Затем Саид ибн Амир заметил, как Хубайб поднял взор к небу и произнес: «О Аллах, сокращай их число, и убивай их поодиночке, не оставляя ни одного из них!». После этих слов Хубайб ушел в мир иной.

После жестокой казни курайшиты вернулись в Мекку, и через некоторое время забыли об этом событии. Но молодой Саид ибн Амир ни на миг не забывал Хубайба. Он видел его во сне, когда ложился спать. Наяву он вспоминал, как Хубайб спокойно совершил последние два ракаата в своей жизни, его обращение к Аллаху с просьбой погубить курайшитов, и боялся, что его поразит молния или камень с небес. Этот случай помог Саиду познать истину.

Как Саид стал правителем Хомса

Во времена, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), начинал только свое правление Саид ибн Амир пошел к Умару и сказал ему: «О, Умар, я советую тебе - бойся Аллаха в отношениях с людьми, но не бойся людей в отношениях с Аллахом. Пусть не противоречат твои слова твоим делам, поистине хорошее слово то, которое подкрепляется делом. О, Умар, обрати внимание на мусульман, которые находятся далеко и вблизи, чьи дела вести поручил тебе Аллах. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье. Стремись к истине и не бойся обвинений на пути к Аллаху». Затем Умар спросил:

Кто способен таким быть, о, Саид?

Способен тот человек, который похож на тебя, из тех, кому Аллах поручил дела общины Мухаммада (мир ему и благословление), и нет между ним и Аллахом никого, ответил Саид.

Умар сразу же призвал Саида быть его помощником и сказал: «О, Саид, я назначаю тебя руководителем жителей Хомса». Саид стал просить: «Я прошу тебя ради Аллаха, не сбивай меня с пути правильного и не заставляй желать мирского».

Умар разгневался и крикнул: «Вы возложили на меня эту должность и противоречите мне? Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя!». Затем назначил его халифом над Хомсом, и спросил, не выписать ли ему зарплату? Саид спросил: «Что мне с ней делать, о, правитель правоверных? То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности».

Саид отправился в Хомс и стал править его жителями. Прошло совсем немного времени, и к Умару пришли надежные люди из числа жителей Хомса. Умар попросил написать имена нуждающихся жителей Хомса, чтоб им помочь. Когда Умар взглянул на список имен нуждающихся, то, заметив среди них имя Саида ибн Амира, спросил:

Кто такой Саид ибн Амир?

Наш правитель! - ответили они.

Ваш правитель нуждающийся?

- «Да!», прозвучал ответ, «клянемся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг. Умар плакал до тех пор, пока не стала мокрой его борода. Затем, достав тысячу динаров, отдал жителям Хомса и сказал: «Передавайте ему салам, и скажите, что эти деньги послал ему правитель правоверных, чтоб он смог исполнить свои нужды».

Когда Саиду передали деньги, он посмотрел на них и оттолкнул от себя, сказав, будто его постигло несчастье: «Поистине все мы от Аллаха и к Нему будем возвращены». Удивившись, жена спросила его:

Что с тобой, о, Саид? Правитель правоверных умер?

Нет, произошло более серьезное.

Мусульмане потерпели поражение в битве?

Нет, больше, чем это.

А что может быть больше этого?

В мой дом вступили мирские соблазны, сокрушающие мой ахират, в мой дом вселилась смута, - ответил Саид. Тогда жена сказала: «Избавься же от нее!», но она не знала, что речь идет о динарах.

Ты мне поможешь в этом деле?

Да, ответила жена. Затем он взял динары и распределил среди нуждающихся мусульман.

Жалобы жителей на правителя

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Сирию, чтоб узнать их положение. Когда Умар остановился в Хомсе, жители пришли приветствовать его, и он спросил:

Каким вы нашли вашего правителя?

Они стали жаловаться на Саида, перечислив четыре качества, которые им не нравятся, и одна хуже другой.

Чем же вы недовольны?

Он не выходит к нам, кроме как в середине дня.

Что ты на это скажешь, о, Саид? - спросил его Умар.

Немного промолчав, Саид ответил: «Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но так как нет выбора, скажу. Для моей семьи нет служащего, я встаю рано утром, замешиваю тесто, жду немного, затем пеку хлеб для семьи, после делаю омовение и выхожу к людям». После этого Умар снова спросил жителей:

На что еще вы жалуетесь?

Ночью он никому не отвечает.

Что на это скажешь, о, Саид?

Клянусь Аллахом, об этом тоже не хотелось говорить. Дело в том, что день я посвящаю им, а ночь Всевышнему Аллаху. Умар снова обратился к людям Хомса:

Еще на что жалуетесь?

Один раз в месяц он к нам вообще не выходит.

Что скажешь, Саид?

О, правитель правоверных, у меня нет одежды кроме той, которая сейчас на мне. В месяц один раз я ее стираю, жду, пока высохнет, а затем в конце дня к людям выхожу.

Еще на что жалуетесь?

Иногда он с утра до вечера впадает в бессознательное состояние и отсутствует на маджлисах.

А это почему, Саид?

Я видел, как казнили Хубайба в то время, когда я был язычником, как они разрезали его тело и спрашивали, хотел бы он, чтоб Мухаммад (мир ему и благословление) был на его месте. А он отвечал:«Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада хоть колючкой кольнуть!» . Вспоминая этот день и тот момент, когда я не смог ему помочь, я страшусь, что Аллах не простит меня, и из-за этого на меня находит такое состояние. Потом Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не изменил мое мнение о Саиде!».

Отрешенность Саида от мирского мира.

Умар (да будет им доволен им Аллах) ему дал тысячу динаров, и когда жена увидела динары, она сказала Саиду: «Хвала Аллаху, Который обогатил нас и избавил тебя от необходимости заниматься домашними делами, купи продуктов и найми прислугу».

На это он ей сказал:

А хочешь сделать нечто лучшее, чем это?

Мы отдадим эти динары тому, кто вернет их нам когда мы будем нуждаться больше всего.

Каким образом?

Мы раздадим их и это будет наилучшим займом перед Аллахом.

Да. Да, вознаградит тебя Аллах добром, - ответила жена.

После этого, разложив динары в кошельки, Саид повелел одному из своих людей раздать деньги вдовам, сиротам и бедным.

Он был из тех, кто помогал другим, несмотря на свою бедность.

Умер Саид в двадцатом году по хиджре во время правления Умара ибн Хатаба (да будет доволен ими Аллах).

Старинное арабское имя.

Мусульманские мужские имена, словарь значений. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АМР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САМАЯ КРУПНАЯАВИАКОМПАНИЯ;"АМР КОРПОРЕЙШН"
    Самая крупная авиакомпания -"АМР Корпорейшн", штабквартира которой находится в Форт-Уэрте, шт. Техас, США. В1996 г. ее валовой годовой доход составил …
  • ПЕРВЕНСТВО СРЕДИ ЛЮБИТЕЛЕЙ;"АБДЕЛЬФАТТАХ АМР БЕЙ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Рекордные 6 раз выигрывал эти соревнованияАбдельфаттах Амр Бей (Египет): в 1931, 1932, 1933 и 1935-1937 гг. А с1946 по 1950 …
  • АМР’АМ в Библейском словаре:
    (народ, возведенный на высоту) — а) (Исх.6:18,20; Чис.3:19,27; Чис.26:58,59; 1Пар.6:2,3,18; 1Пар.23:12; 1Пар.26:23) — один из сыновей Каафа, сына Левия, отец …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    (775-868) арабский писатель, богослов. Сборник юмористических новелл "Книга о скупых", трактаты по стилистике, риторике, истории, …
  • ДЖАХИЗ АБУ УСМАН АМР ИБН БАХР
    аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (около 767, Басра, - 868, там же), арабский писатель. Представитель литературы адаба и мутазилизма …
  • Фосфаден в Справочнике лекарственных средств:
    ФОСФАДЕН (Рhosphadenum). Аденозин-5"-монофосфорная кислота, или фосфорный эфир 9- b -D-рибофуранозида аденина. Синонимы: Аденил, Аденозинмонофосфат, АМФ, Аdenil, Аdenovite, Аdenyl, АМР, Cardiomone, …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
    Северной Африки и Египта. Арабские племена начали проникать в Египет ещё в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на Ближнем …
  • АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И ЕГИПТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРА’БСКОЕ ЗАВОЕВА’НИЕ СЕ’ВЕРНОЙ А’ФРИКИ И ЕГИ’ПТААрабские племена начали проникать в Египет еще в 1-м тыс. до н.э. Добившись успехов на …
  • MEMPHIS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Мемфис - I Поход афинян на Египет Город был захвачен в 459 до Р. Х. флотом афинян из 200 судов, …
  • АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • МУТАЗИЛИТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от араб. му тазила - обособившиеся) представители одного из направлений калама, первыми попытавшиеся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами. Основоположниками считаются …
  • САФФАРИДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    иранская династия; правила в 861-900. Сыграла значительную роль в освобождении Ирана от арабского владычества. Основатели - Якуб ибн Лейс и …
  • САЗЕРЛЕНД ЭРЛ УИЛБУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sutherland) Эрл Уилбур (19.11.1915, Берлингейм, Канзас, - март 1974, Нашвилл, Теннесси), американский биохимик и фармаколог. Член Национальной АН США. В …
  • АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего …
  • АНТАРА ИБН ШАДДАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ибн Шаддад (полное имя Антара ибн Шаддад ибн Амр ибн Муавия аль-Абси) (года рождения и смерти неизвестны), арабский поэт 2-й …
  • ЯКУБ ИБН ЛЯЙС
    (861—879) — основатель династии Саффаридов (см.). Происходил из восточной части области Сеистан; первоначально занимался ремеслом медника; вместе с братьями присоединился …
  • СИБАВЕЙГИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Абу-Бишр Амр ибн-Осман, род. ок. 753 г., ум. между 793 и 796 г.) — выдающийся представитель басрийской школы арабских грамматиков, …
  • САФФАРИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (неправильно Соффариды) — первая после Тахиридов (см.) династия, сумевшая сделать Вост. Персию независимой от арабских халифов (см. Персия и Персидская …
  • ОМЕЙЯДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль-Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по …
  • ОМАР ИБН-ХАТТАБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (из дома Адиев) — 2-й мусульманский халиф (см.). Род. в конце VI в., царствовал от 22 августа 634 г. до …
  • ОМАР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. вконце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до …
  • МОАЛЛАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ар.) — название каждого из семи или девяти отборных стихотворений доисламской Аравии; другое их название — "мозеххебы", т. е. позолоченные. …

О Аллах, пошли ему знамение, способное осуществить его добрые намерения.

Из мольбы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для Туфайла

Туфайл ибн Амр ад-Дауси был вождём племени Даус в доисламские времена, выходцем и представителем знатного аристократического арабского рода, одним из известных своей щедростью и великодушием людей...

В его доме никогда не угасал очаг, на котором готовилась пища, а двери были распахнуты перед каждым, кто желал войти...

Он оделял пищей голодного, успокаивал боящегося и покровительствовал просящему помощи. Наряду с этим Туфайл был умным, проницательным, деликатным и просвещенным человеком, талантливым поэтом с чутким восприятием, хорошо различающим как сладостные, так и едкие речи, обладающие силой волшебства.

Туфайл покинул жилища своего народа в Тихаме (Тихама - прибрежная равнина, выходящая к Красному морю) и направился в Мекку. В это время разгорелась борьба между благородным Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и неверными курайшитами. Каждая из сторон стремилась привлечь к себе союзников и увеличить число сочувствующих и помощников... В этих условиях Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей к своему Господу, а его оружием были вера и истина.

Неверующие курайшиты сопротивлялись призыву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, используя любое оружие, и всячески стремились оттолкнуть людей от него.

Туфайл обнаружил, что он вступает в эту борьбу, будучи неподготовленным, и сражается, не имея цели...

В Мекку он отправился не для этой цели, так как до этого времени у него и в помине не было мысли о деле Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и курайшитов.

В результате таких обстоятельств, с Туфайлом ибн Амром ад-Дауси произошла незабываемая история. Давайте же послушаем её, так как она удивительна до невероятной степени.

Туфайл рассказывал:

“Я прибыл в Мекку, и как только меня увидели вожди курайшитов, то сразу же подошли ко мне, горячо и с почестями приветствуя меня, а затем разместили в их самом лучшем доме.

После этого со мной встретились вожди и старейшины курайшитов. Они сказали мне: “О Туфайл, ты приехал в нашу страну, а этот человек, который провозглашает себя пророком, расстроил наши дела, разобщил семьи и рассеял нашу общину. Мы очень опасаемся, что тебя и твоё руководство народом постигнет то же, что и нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его. Поистине, его слова подобны колдовским чарам: он разлучает сына с отцом, брата с братом, а жену с мужем”.

“Клянусь Аллахом, они продолжали рассказывать мне о нём самые невероятные вещи, вселяя в меня страх за себя и мой народ, живописуя его удивительные проделки. Так что в итоге я твёрдо решил не приближаться к этому человеку, не разговаривать с ним и не слушать его.

Когда утром я отправился на место моления, чтобы совершить обход Каабы и испросить благословения у её идолов, которых мы возвеличивали и совершали к ним паломничество, то заложил уши ватой, опасаясь, что до моего слуха дойдут слова Мухаммада.

Однако едва я вступил на священную территорию, как увидел там стоящего Мухаммада, который совершал намаз рядом с Каабой. Он молился Аллаху не так, как мы, и его поклонение отличалось от нашего. Его вид притягивал меня, а поклонение просто потрясло. Я вдруг обнаружил, что постепенно и неосознанно начал подходить к нему всё ближе, пока не оказался рядом...

Аллаху было угодно, чтобы до моего слуха дошла часть из того, что он говорил. Я услышал замечательную речь и сказал себе:

“Пропади ты пропадом, о Туфайл... Ты разумный и проницательный поэт, легко отличаешь красивое от некрасивого. Что же мешает тебе послушать то, что говорит этот человек... Если в его словах благость, то ты примешь их, а если его речь непристойна, ты не будешь её слушать”.

“Я оставался там до тех пор, пока Посланник Аллаха не ушёл домой, а я последовал за ним. Когда он зашёл в дом, я прошёл вслед за ним и сказал: “О Мухаммад, люди из твоего народа рассказали мне о тебе то-то и то-то. Клянусь Аллахом, они не переставали запугивать меня тобой до тех пор, пока я не заложил уши ватой, чтобы не слышать твоих слов. Однако Аллаху было угодно, чтобы я услышал часть твоих речей, и они показались мне прекрасными. Расскажи мне о своей религии”. Он рассказал мне об Исламе и прочитал суру “аль-Ихлас” (“Очищение [веры]”) и суру “аль-Фалак” (“Рассвет”). Клянусь Аллахом, я никогда не слышал лучших слов, чем его слова, и никогда не встречал более справедливого дела, чем его.

После этого я протянул ему свою руку и засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Вот так я принял Ислам”.

Туфайл продолжал:

“Некоторое время после этого я провел в Мекке, изучая основы Ислама и заучивая отрывки из Корана. Собравшись возвращаться к своему народу, я сказал:

– О Посланник Аллаха, я человек, которому подчиняется мой род. Вернувшись к ним, я буду призывать их к Исламу. Взывай к Аллаху, чтобы Он ниспослал мне в помощь знамение в том, к чему я буду призывать их.

Посланник Аллаха воскликнул:

“О Аллах, ниспошли ему знамение!”

Я возвращался к своему народу, и когда был уже на горе вблизи от их жилищ, в моих глазах появился свет, похожий на яркий светильник. Я воскликнул:

“О Аллах! Не направляй свет мне в лицо. Я боюсь, что люди подумают, что это наказание, ниспосланное мне в лицо за мой отказ от их религии...”

Свет переместился на кончик моей плети, и люди решили, что на плети висит фонарь. Я же тем временем спускался к ним в долину по крутому горному склону. Внизу меня встретил отец, который был глубоким старцем.

Я сказал отцу:

– Уходи от меня, отец! Я уже не твой, а ты не мой!

– Почему так, сынок?! – воскликнул отец.

– Я принял Ислам и последовал религии Мухаммада, – сказал я.

– Что ж, сынок, твоя религия – это моя религия, – сказал отец.

Я сказал ему:

– Иди, помойся и почисть одежду. А затем приходи ко мне, и я научу тебя тому, чему научили меня.

Отец помылся и почистил одежду. Когда он вернулся, я рассказал ему об Исламе, и он принял его. Затем ко мне подошла жена. Я сказал ей:

– Уходи, я не твой муж, а ты не моя жена!

Она воскликнула:

– Это почему?! Да станут мои родители выкупом за тебя!

– Нас разделил Ислам. Я принял его и последовал религии Мухаммада, – сказал я.

Жена сказала:

– Твоя религия – это моя религия.

Я сказал ей:

– Иди и очистись водой Зу аш-Шара (Зу аш-Шара – идол племени Даус, и вокруг него было много воды, стекающей с гор. – Ред.).

Она ответила:

– Да будут мои родители выкупом за тебя! Ты не боишься за детей из-за Зу аш-Шара?!

– Пропади ты пропадом вместе с Зу аш-Шара, – воскликнул я. – Я же сказал тебе: иди и помойся там, подальше от людей. Я заверяю тебя, что этот каменный истукан ничего плохого тебе не сделает.

Жена ушла и помылась там. Когда она вернулась, я рассказал ей об Исламе, и она приняла его.

Затем я обратился с исламским призывом ко всему племени Даус, но они медлили, за исключением Абу Хурайры, который самым первым принял Ислам.

Туфайл продолжал:

“В Мекке я вместе с Абу Хурайрой пришёл к Посланнику Аллаха. Пророк спросил меня:

– Какие новости, Туфайл?

Я ответил: “Сердца людей покрыты пеленой, которая скрывает от них истину. В них слишком сильно безбожие... В племени Даус преобладают беспутство и неповиновение...”

Посланник Аллаха поднялся, совершил омовение и начал совершать намаз, воздев руки к небу”.

Туфайл рассказывал:

“Увидев его в таком виде, я испугался, что он взывает к Аллаху, чтобы Он ниспослал беду моему народу, и он тогда погибнет...

Я сказал:

– О мой народ!..

Однако Посланник Аллаха взывал:

– О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный...

Затем Пророк повернулся к Туфайлу и сказал:

– Возвращайся к своему народу, мягко обращайся с ним и призывай их к Исламу”.

Туфайл продолжал:

“Вернувшись в племя Даус, я непрерывно призывал всех людей к Исламу до тех пор, пока Посланник Аллаха не переселился в Медину. Прошли битвы при Бадре, Ухуде и сражение у Рва. После этого я появился у него с восьмьюдесятью семьями племени Даус, искренне принявшими Ислам. Посланник Аллаха нам очень обрадовался и наделил нас наравне со всеми мусульманами долей трофеев, взятых в битве при Хайбаре. Мы попросили его:

– О Посланник Аллаха, сделай нас твоим правым флангом в каждом походе, который ты совершаешь.

“Я постоянно был вместе с Посланником Аллаха, пока Аллах не открыл перед ним Мекку.

Тогда я попросил его:

– О Посланник Аллаха, пошли меня к идолу Зуль-Кафайн племени Амр ибн Хамамы, чтобы я сжёг его...”

Получив разрешение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Туфайл отправился к идолу с небольшим отрядом из своего народа.

Когда он прибыл на место и начал готовиться к сожжению идола, вокруг него собрались женщины, мужчины и дети, ожидая, как на Туфайла обрушится кара в виде молнии, если он причинит вред Зуль-Кафайну.

Туфайл подошёл к идолу и поджёг его на глазах у поклоняющихся ему. Затем он начал декламировать:

О Зуль-Кафайн, я не раб тебе.

Мы родились раньше тебя,

И я разжёг огонь в твоём сердце...

Жаркое пламя поглотило идола, а вместе с ним сгорели остатки язычества племени Даус. Весь народ принял Ислам, и они стали хорошими мусульманами.

После этого Туфайл ибн Амр ад-Дауси неразлучно находился рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока Аллах не забрал его к Себе.

Когда халифом стал сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, правдивейший Абу Бакр, да будет Аллах доволен им, Туфайл своим мечом и сыном присягнул на верность халифу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Когда начались войны с вероотступниками, Туфайл вместе со своим сыном Амром был в авангарде мусульманской армии, выступившей против лжепророка Мусайлимы.

По пути в Йамаму Туфайлу приснился сон, и он сказал своим соратникам:

– Мне приснился сон. Растолкуйте мне его.

Они спросили:

– А что ты видел?

Туфайл ответил:

– Я видел себя с обритой головой, а изо рта у меня вылетела птица. Какая-то женщина положила меня себе в живот, а мой сын Амр изо всех сил звал меня, но между нами была преграда.

Люди сказали:

– Надеемся, что это к добру...

Туфайл продолжал:

“Клянусь Аллахом, я растолковал это следующим образом: моя бритая голова означает, что она будет отрублена... Что же касается птицы, вылетающей изо рта, то это мой дух... Женщина, которая поместила меня себе в живот, – это земля, которая будет разрыта, чтобы похоронить меня в её глубинах... Я надеюсь, что я паду смертью шахида. Зовущий меня сын означает, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет соизволение Аллаха, однако он погибнет в бою позже”.

В боевых действиях во время йамамского похода выдающийся сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Туфайл ибн Амр ад-Дауси, стремившийся погибнуть на поле боя, проявил чудеса храбрости и героизма и пал в одном из сражений.

Его сын Амр героически сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Йамамы своего отца и руку.

Во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, к нему как-то раз пришёл Амр ибн ат-Туфайл. В то время, когда все сидели у Фарука (Фарук – титул Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах (означает: “разделяющий добро и зло”)), ему принесли пищу. Фарук пригласил всех к столу, но Амр не принял приглашения. Фарук спросил его:

– Что с тобой?! Наверное, ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки.

– Да, о повелитель правоверных, – ответил Амр.

Халиф воскликнул: “Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своей обрубленной рукой! Клянусь Аллахом, нет среди нас никого, чья бы часть тела уже находилась в Раю, кроме тебя!”. При этом он имел в виду отрубленную руку Амра.

Мечта о мучительной смерти на поле боя не покидала Амра с тех пор, как погиб его отец. В битве при Ярмуке (Битва при Ярмуке – одно из крупнейших решающих сражений в истории, имевшее место в 15-м году по Хиджре, в котором мусульмане одержали блестящую победу над византийцами) Амр находился в первых рядах бойцов и храбро сражался до тех пор, пока, подобно своему отцу, не пал смертью шахида.

Да смилуется Аллах над Туфайлом ибн Амром ад-Дауси, который погиб в бою шахидом и был отцом шахида.

Амр ибн аль-Ас

(ум. в 43/664)
видный политический деятель Халифата, полководец, один из сподвижников пророка Мухаммада. Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров и на протяжении длительного времени действовал против мусульман. Именно он был послан курайшитами к эфиопскому негусу Наджаши, чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших в эту страну мусульман. Однако эта миссия провалилась. После переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину, Амр сражался против них в битвах при Бадре, Ухуде и Хандаке. После битвы "у рва" (Хандак) он понял, что дальнейшее противостояние с мусульманами не имеет никакого смысла и обречено на поражение. После подписания Худайбийского мирного договора (8/629 г.), Амр, вместе с Халидом ибн Валидом, прибыл к пророку Мухаммаду в Медину и объявил о принятии Ислама. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, пророк Мухаммад узнал о том, что против них намереваются выступить племена Джузам, Лахм, Кудаа, Амила и Узра. В ответ на это, он распорядился собрать против них добровольцев из числа мухаджиров и ансаров. Во главе этого отряда он поставил Амра ибн аль-Аса. Увидев приближение мусульманских войск, вооруженные силы этих племен не решились вступить с ними в сражение и рассеялись. А Амр, вместе со своим отрядом, вернулся в Медину. После завоевания Мекки мусульманами, Амр ибн аль-Ас был послан пророком Мухаммадом для разрушения идола Сува, который почитался арабами-язычниками. Затем, по поручению пророка Мухаммада, он был послан в Оман, где передал его письмо правителю этой области. Там он оставался вплоть до смерти пророка Мухаммада. В период правления первого Праведного халифа Абу Бакра, Амр успешно воевал с вероотступниками, а затем пошел на войну с Византией. Там он участвовал в сражениях на сирийском направлении и отличился в битвах при Ярмуке, взятии Дамаска и Аджнадейна, принял участие в завоевании Палестины. Здесь проявился полководческий талант Амра, который полностью реализовался при завоевании мусульманами Египта. Инициатором этого военного похода на Египет был именно Амр ибн аль-Ас, который попросил об этом халифа Омара. Халиф, после некоторого колебания, согласился дать разрешение на этот поход. Он отправил к нему на помощь войска под командованием Зубайра ибн Аввама. Получив подкрепление, Амр перешел в наступление и сумел сломить сопротивление византийского наместника Египта Мукавкаса. В скором времени весь Египет, и даже часть Северной Африки, оказалась под контролем армии Халифата. После этих успехов, халиф Омар назначил Амра наместником Египта. Однако в период правления халифа Османа, об Амре стали поступать жалобы и он был смещен с этой должности в связи с нарушениями в налоговой сфере. После этого он временно отдалился от политики. Несмотря на свою обиду, он не выступил против Османа когда в Халифате начался период потрясений (фитна). В этот момент он находился в Палестине. После прихода к власти халифа Али, Амр снова занялся политической деятельностью. Он поддержал правителя Сирии Муавию ибн Абу Суфьяна и стал командовать его армией. Имеются сообщения о том, что он это сделал потому, что ему было обещана власть над Египтом. Когда Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались признать власть халифа, обвинив его в укрывательстве убийц Османа. Пытаясь сломить сопротивление сирийцев, халиф Али выступил против них, и сумел добиться успеха в битве при Сиффине. Оказавшись в безвыходном положении, командующий войсками наместника Сирии Амр ибн аль-Ас, приказал своим солдатам нанизать на кончики копий листки Корана и призвал к Божьему суду. Но халиф Али понял, что это всего лишь хитрый маневр, сделанный для того, чтобы уйти от полного поражения и выиграть время. Он не хотел пойти на перемирие. Однако был вынужден сделать это под давлением своего окружения. Было решено решить конфликт на третейском суде, в ходе которого, представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии. Затем должны были быть проведены выборы нового халифа. Представители обоих сторон собрались в Думмат аль-Джандале. Первым выступил Абу Муса аль-Ашари - представитель халифа Али. Как и было ранее обговорено, он объявил о низложении как Али, так и Муавии. Однако, выступивший после него Амр ибн аль-Ас, неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Таким образом, третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась, но на этот раз события развивались с преимуществом сирийцев. Дело в том, что после третейского суда положение Али резко осложнилось и его покинули некоторые бывшие сторонники, которые и вынудили его пойти на перемирие в Сиффине. Они стали называться хариджитами и воевали, как против Али, так и против Муавии. Благодаря хитрым маневрам Амра ибн аль-Аса сирийцы получили необходимую им передышку. За это время они окрепли и перешли в наступление. В 38 г. х., войска под командованием Амра ибн аль-Аса вошли в Египет и в ходе ожесточенных и кровопролитных сражений с силами наместника провинции Мухаммада ибн Абу Бакра, установили над ней контроль. Наместник Египта Мухаммад, который был назначен туда халифом Али был убит. Он был сыном первого праведного халифа Абу Бакра. В 40 году хиджры, хариджиты, обвинив во всех потрясениях в Халифате Али, Муавию и Амра, отправили к ним убиц. В результате покушения Али был убит. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него. После убийства Али, халифом стал Муавия ибн Абу Суфьян, который закрепил за Амром ибн аль-Асом должность наместника Египта. Он оставался на этой должности до 43 или 51 года. Затем он тяжело заболел и умер. Сообщается, что перед сметью он признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошелся с халифом Али ибн Абу Талибом.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Амр ибн аль-Ас" в других словарях:

    - عمرو بن العاص Род деятельности: военачальник, дипломат и государственный деятель Дата рождения: 583 или ок. 573 Дата смерти … Википедия

    АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР - [араб. , в южноаравийской эпиграфике ‘ mr m/ bn/mdr n, греч. ̀ρδβλθυοτεΑμβρος τοῦ ̓Αλαμουνδάρου], царь из араб. династии Лахмидов (554 569 или 570), сын аль Мунзира III. Его мать Хинд из знатного рода христ. племени кинд, хотя и была… … Православная энциклопедия

    Мечеть Амр ибн аль Ас, её вход. Надпись на крыше гласит: «Аллах акбар». Мечеть Амр ибн аль Ас (араб. جامع عمرو بن العاص‎‎‎) или Мечеть Амр, была первоначально выстроена в 642 году как культовый центр первой арабской столицы Египта города Фустат… … Википедия

    - (ум. в 65/684) один из известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский правовед. Родился в Мекке. Был сыном Амра ибн аль Аса. Отличался своей набожностью. Много времени уделял молитвам и постам. После принятия Ислама принял участие во… …

    2 й Малик Систана 879 900 Предшественник … Википедия

    Один из влиятельных курайшитов. Позднее принял Ислам и был в числе сподвижников пророка Мухаммада. На протяжении длительного времени Абан был противником мусульман. В его семье вспыхнули конфликты в связи с тем, что его братья Амр и Халид приняли … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Джахиз, аль Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (около 767, Басра, ‒ 868, там же), арабский писатель. Представитель литературы адаба и мутазилизма ‒ рационалистического течения в исламе. Служил при дворе Аббасидов. Известен как один из образованнейших… … Большая советская энциклопедия

    ДЖАХИЗ, аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр - (ок. 767 868) араб. писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной волю человека, считал материю вечной, постоянно меняющейся … Атеистический словарь

Случайные статьи

Вверх