Все о службе в церкви на Пасху: начало, сколько идет и как проходит. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий Пасхальная вечерня

Богослужение на Пасху начинается в субботу поздно вечером. Примерно в 11 часов вечера начинается служба субботней полунощницы, на которой священником в центре храма перед святой плащаницей. В конце чтения канона священник заносит святую плащаницу в алтарь, а сама полунощница вскоре заканчивается. Канон называется плачем Богородицы. В нем описываются переживания Божией Матери, видевшей распятие Своего Сына.


Непосредственно пасхальная служба начинается в 12 часов ночи с наступлением воскресенья. Совершается богослужение пасхальной заутрени, начинающееся ходом вокруг храма. Хор поет стихиру о воскресении Христа, возвещая людям о том, что это событие воспевают ангелы на небесах. Перед тем как зайти после крестного хода в храм, священник дает возглас, после которого начинается пение пасхального тропаря Христос Воскресе. С этим пением духовенство, хор проходят в храм, где продолжается пасхальная утреня, состоящая из пения определенного пасхального канона Иоанна Дамаскина, светильна Пасхи, стихир Пасхи. В конце утрени на аналое священник читает поздравительное слово на день святой Пасхи, написанное святителем Иоанном Златоустом. В проводится мысль о том, что в день святой Пасхи каждый человек должен насладиться торжеством православной веры.


После пасхальной утрени хор поет несколько пасхальных часов (краткое богослужение, состоящее из пения некоторых пасхальных молитвословий, прославляющих воскресение Христа).


По окончании часов совершается праздничная литургия Иоанна Златоуста. Особенностью этого богослужения можно назвать чтение евангелия на различных языках. В зависимости от филологических навыков священника или архиерея, евангелие может читаться на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и других языках.


Также, по окончании чтения евангелия, священнослужитель возвещает прихожанам поздравительные слова патриарха Московского и всея Руси, написанные на этот день. В конце литургии читается уже поздравительное слово от правящего архиерея епархии.


После окончания пасхальной литургии народ не расходится, так как совершается освящение пасхальной снеди (яиц, куличей, пасок). Читаются определенные молитвы священником на разрешение вкушать мясо, ведь православным христианам было запрещено вкушать продукты животного происхождения до пасхального дня, так как устав православной Церкви предписывает определенное воздержание Великим постом.


После освящения пасхальной снеди народ расходится по домам. Обычно всё пасхальное богослужение заканчивается к трем часам ночи, однако точное время окончания богослужения назвать невозможно. В каждом православном храме пасхальная служба совершается с различной скоростью. Необходимо только отметить, что характерными особенностями пасхального богослужения является торжественное пение, которое разносится под сводами храма в течение всей божественной службы.

Последование артоса, в день Святыя Пасхи:

По отпусте Божественныя Литургии, вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос царскими враты, аще во олтаре будет. [В неких же обителех на аналогии, во храме на сие устроенном, купно со образом Воскресения Господня поставляется, и ко анафоре идуще целуют первее праздник, таже артос.]

И диакон вземлет его из места, с панагиаром, и в руках несет, предыдущей лампаде, или двема. Настоятель же и братия вся по чину своему исходят со артосом, [сиесть хлебом, просфорою всецелою на се со Крестом на ней изображенным уготованною] из церкве в трапезу, вместо псалма, Вознесу Тя Боже мой: Христос воскресе: поюще. Параекклисиарху же, и прочей братии во вся звоны ударяющим.

И вшедше в трапезу поставляют праздник и артос на местех их. И глаголет настоятель: Христос воскресе: трижды. И Отче наш: Слава и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Христе Боже, благослови ястие: И прочее. Мы же: Аминь. Седаем кийждо на месте своем, со всяким безмолвием и благоговеинством. И бывает утешение велие на вся. И чтение по обычаю. По обычной трапезе востающе братия, поставляют артос на трапезе, поюще: Христос воскресе: трижды. И Господи помилуй, трижды. Благослови. Таже келарь прием обычное прощение от настоятеля и братии: Благословите мя отцы святии, и простите мя грешнаго. Мы же речем: Бог да простит и благословит. Таже снем камилавхий, возгласит, вместо, Велико имя Святыя Троицы: Христос воскресе, единожды. Нам же отвещающим: Воистинну воскресе: Тойжде назнаменав крестообразно артосом, глаголет: Покланяемся Его тридневному воскресению: полагает и на панагиаре. Потом приносит келарь артос с панагиаром к настоятелю, и целует артос и вся по нем братия, поюще песнь 9-ю. Ирмос: Светися светися: И прочая, оба тропаря тоя песни. И паки ирмос: Светися, светися: По целовании же просфоры от всех, возвратився келарь, поставляет ю пред настоятелем, и речет стих: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. И поем: Христос воскресе: трижды. Слава: ипакои глаголем: Предварившия утро: И ныне: кондак: Аще и во гроб: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Благословен Бог милуяй, и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Таже настоятель: Бог да простит и помилует послуживших нам. И абие исходит из трапезы в церковь, и братия вся по чину своему, предыдущу иерею со иконою Воскресения Христова, и диакону со артосом, и клириком поющим: Христос воскресе: Тогда параекклисиарх и прочая братия ударяют во вся звоны. Вшедшу же настоятелю и братии в церковь, иерей и диакон поставляют на своих им местех икону и артос: мы же поем: И нам дарова живот вечный: И идем в келлии своя.

Сице же возследуется целование о просфоре, яже есть артос, чрез всю седмицу святыя Светлыя Недели, даже до субботы.

Подобает ведати, яко аще случится брату коему отыти ко Господу в сию святую седмицу Пасхи: и о сем зри всего последования сих дней о усопших в Требнике.

Пасхальное богослужение

Праздничное пасхальное богослужение в церкви своими корнями уходит в глубокую христианскую древность. На протяжении многих веков в него вливались новые обряды и песнопения.

Пасхальное ночное богослужение проводится с субботы на воскресенье. Начинается служба около 23 часов и продолжается вплоть до утра. Верующие начинают собираться в храме еще задолго до службы, для них это торжественное и волнительное событие. Служба во всех храмах начинается с пасхальной полунощницы, во время чтения которой диакон и священник уносят плащаницу.

Плащаница представляет собой ткань (плат) из бархата или драпа с золотым шитьем или аппликацией с изображением процедуры положения во гроб Спасителя: над гробом обернутого в пелены тела Христа склонились Богородица, Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. По краям плащаницы вышиваются или наносятся типографским способом золотые слова тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаница – это своеобразный символ тех пелен, в которые было завернуто тело Христа после снятия со Креста. В каждом храме есть своя плащаница. До пасхального богослужения плащаница выносится в Великую Субботу из алтаря и до воскресного богослужения находится в храме на символическом Гробе Господнем. Чтобы провести параллель с процедурой помазания тела мертвого Иисуса благовониями, плащаница смазывается ароматическими маслами. Верующие могут молиться перед плащаницей, разрешено целовать раны на теле изображенного Спасителя.

Во время пасхальной полунощницы священник с диаконом после каждения плащаницы относят ее в алтарь, в это время поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати». Плащаница размещается на престоле, там она хранится сорок дней, вплоть до Вознесения Господня (символизируя период, после которого Спаситель вознесся на небеса).

Начинается пасхальная заутреня. Священнослужители облачаются в светлые одеяния. Храм празднично убран, горят сотни свечей, храм будто залит светом. Верующие радостны, сердца наполняются надеждой и верой.

Вот как описал атмосферу праздника в храме иеродиакон Евфимий:

Пасха священная

Вот они – святые дни

Светлыя седмицы!

Все какия у людей

Радостныя лица.

Все так весело глядят,

Все как будто братья,

С поцелуями спешат

Вас принять в объятья.

И слова: Христос воскрес!

С наших уст не сходят,

И везде колокола

Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,

Слышны песнопенья,

Как прилив на море волн,

В славу Воскресенья.

Взглянешь на небо – и там

Солнышко играет,

А в воздушной синеве

Пташка распевает.

Вся природа в эти дни,

Сняв зимы оковы,

Вновь цветной убор весны

Одевать готова…

Всюду ныне радость, мир,

Все так полно ласки,

Всюду людям светлый пир

В дни священной Пасхи.

Во всех местах храма, и особенно перед Царскими Вратами, совершается курение фимиама, то есть сжигаются благовонные вещества. Это символизирует благодать, распространяющуюся из Гроба Христова на всех верующих.

О скором наступлении полуночи предупреждает колокольный звон. Этот благовест говорит верующим о торжественном моменте, когда наступит Воскресение Христово.

Ровно в полночь раздается пение, сначала тихое, затем громкое, стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Торжественно открываются Царские Врата. Оттуда выходят священники, начинается крестный ход вокруг храма со святынями, верующие присоединяются к нему. Колокола продолжают звонить, пение стихиры продолжается. Крестный ход рано утром вокруг храма символизирует то, как святые жены-мироносицы и апостолы направлялись в вертоград (виноградник) Иосифов, где размещалась погребальная пещера. Кроме того, крестный ход вне храма символизирует, что Христос был погребен за пределами Иерусалима.

В притворе участники крестного хода останавливаются. Двери в храм закрыты. Это означает, что Гроб Господень был задвинут камнем, закрыт.

Колокол перестает звонить. После каждения настоятелем храма духовенством и хором поется торжественный пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вослед звучат слова молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Хор поет:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Чтобы войти в церковь, священнослужитель творит крестное знамение при помощи креста и трехсвечника. Двери отворяются. Участники процессии торжественно, радостно входят в светлый храм.

Далее поется Канон святого Иоанна Дамаскина, передающий смысл и значение праздника. Во время пения песен канона священнослужители ходят по храму с крестом и кадилом, поздравляя всех присутствующих с праздником: «Христос воскресе!» Прихожане отвечают традиционно: «Воистину воскресе!»

Заканчивается утреня. Теперь все прихожане должны поприветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!», при этом обычай предписывает целовать друг друга три раза и обмениваться крашеными и освященными яйцами. Священнослужители в алтаре также христосуются между собой. Один из священников выходит с крестом к прихожанам и произносит трогательное приветствие. Он осеняет присутствующих крестом и после уходит в алтарь.

После целования поется Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Именно это произведение Православная Церковь считает самым точным, передающим смысл праздника. Хотя оно невелико по объему, имеет огромное значение для укрепления силы духа и веры прихожан. Слово призывает отметить праздник всех, даже тех, кто не соблюдал пост. Полный его текст был приведен выше.

По окончании утрени поются пасхальные часы. Это короткое богослужение, которое читается в Пасхальную неделю утром и вечером вместо молитв. В это время Царские Врата остаются открытыми. Они не будут закрываться всю неделю. Это означает, что Иисус своей искупительной жертвой открыл для людей двери в Царство Небесное. Когда поются часы, диакон производит каждение сначала алтаря, а потом всего храма.

После звучит литургия, прославляющая Пресвятую Троицу и памятующая о смерти и воскресении Спасителя. Читается Евангелие от Иоанна. Как правило, если службу совершают несколько священников, они читают фрагменты Евангелия на разных языках: на идише, латыни, греческом, русском, церковно-славянском, английском, немецком и пр. Набор языков в данном случае не важен. Важен просто факт многоязычия. Это делается для того, чтобы показать, насколько Воскресение Христа важно для всех людей мира и что учение Его открыто для всех. Чтение Евангелия сопровождается колокольным перезвоном-перебором (бьют по всем колоколам, от маленьких до больших).

Когда литургия подходит к концу, происходит освящение пасхального хлеба – артоса, части которого затем раздаются прихожанам. После литургии можно освятить куличи, пасхи и яйца.

Близится светлый праздник – день Воскресения Христова. Многие наверняка соберутся в церковь посетить службу на Пасху – вместе с детьми, родными и близкими… Но многие ли из нас знают, как именно проходит пасхальная служба? Мы расскажем, что и как нужно делать, находясь в храме или церкви...

Вот и наступила Страстная неделя, до Светлого Воскресения Христова – остались считанные дни… По традиции, с утра в Страстной четверг верующие пекут куличи и красят яйца, вечером готовят пасху, а в субботу несут их в церковь – освящать. А в ночь с субботы на воскресенье – начинается светлый праздник Пасха…

Итак, оригинальные, яркие, причудливые , и в ночь с субботы на воскресенье многие верующие идут на Крестный ход – службу, знаменующую собой начало Пасхи и праздник Воскрешения Христа. Но не многие знакомы со всеми церковными правилами. Мы поможем вам разобраться, как правильно вести себя в церкви во время пасхальной службы и что нужно делать.

Пасха – главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом, жизни над смертью. Праздник Пасхи предваряет – время освобождения от грехов, страстей, пагубных привычек. Для этого предписывается воздержания в пище, в развлечениях, в эмоциях. Но даже если вы не постились, смело идите в храм и празднуйте Светлое Воскресение Христово. По традиции, в Великую субботу верующие несут в церковь куличи, крашеные яйца и другие продукты для пасхального стола, чтобы освятить их.

А в ночь с субботы на воскресенье в храмах совершается праздничное ночное богослужение, которое обычно начинается около одиннадцати вечера и длится до трех-четырех часов ночи:

  • 1 С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, который следует против солнца (против часовой стрелки), что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При пении второй половины тропаря Пасхи «И сущим во гробех живот даровав» церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
  • 2 В конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» - отвечают «Воистину воскресе!». Троекратно целоваться и дарить друг другу пасхальные яйца лучше не в храме, а после службы, чтобы не отвлекаться от молитв и не провоцировать толчею.
  • 3 Затем утреня переходит в Божественную литургию, верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы хотите причаститься, то надо заранее исповедаться и получить благословение священника.

Посещение храма или церкви в день Воскресения Христова, особенно во время пасхальной службы - обязательный "пункт" праздника для каждого верующего...

Теперь немного об общих правилах поведения в храме, которых стоит придерживаться, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не смущать других (более сведущих в церковных делах) верующих в храме:

  • одежда должна быть чистой и опрятной. Женщинам следует надеть юбку или платье, при этом рукава должны быть хотя бы до локтя, а полы юбки – до колена или ниже. В России принято, что все девушки и женщины покрывают голову – причем не важно, платком, шляпой, шапочкой или беретом. Воздержитесь от глубоких вырезов и прозрачных тканей. Использование косметики не возбраняется в разумных пределах, но губы лучше не красить, чтобы при целовании икон и креста во время пасхальной службы не оставлять следов.
  • есть такой миф, что особам женского пола в критические дни нельзя посещать церковь , но это не так. В эти дни можно ходить в храм, можно ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться, однако и это не является строгим правилом. В случае, если пикантный физиологический момент вклинился в ваши планы, просто посоветуйтесь со священником – дело житейское, ничего страшного в этом нет. И уж точно – женщина может присутствовать на пасхальной службе,
  • входя в церковь, надо трижды перекреститься с поясными поклонами (троеперстием и только правой рукой, даже если вы левша). Креститься надо, сняв перчатки или рукавицы. Мужчинам при входе в православный храм следует снять головной убор.
  • во время службы на Пасху (как и во время любой другой церковной службы) нельзя громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном и расталкивать молящихся у икон – когда служба закончится, вы можете помолиться и поставить свечки у образов, а также подать записки о здравии и об упокоении. Из благоговения не принято целовать лики святых, изображенных на иконах.
  • во время богослужения нельзя стоять спиной к алтарю . Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено.
  • если вы берете с собой на службу детей, объясните им, что в церкви нельзя бегать, шалить и смеяться . Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, чтобы не нарушать общей молитвы во время пасхальной службы, или ненадолго покиньте храм, пока малыш не успокоится.
  • ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных.
  • когда священник во время службы на Пасху осеняет вас крестом , Евангелием и образом, надо кланяться. Креститься надо при словах «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и других возгласах.
  • если вы что-нибудь захотите спросить , сначала обратитесь к священнику со словами «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
  • уходя из храма по окончании пасхальной службы, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Надеемся, что эти элементарные, но очень важные правила помогут вам чувствовать себя более уверенно в православном храме в любой день, и во время службы на Пасху - в частности.

Благодарим отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за помощь в написании статьи.

(5 голосов : 5.0 из 5 )

доцент Московской Духовной академии А. Георгиевский

Алексей Иванович Георгиевский († 4 декабря 1984 года) - заслуженный профессор Московской Духовной академии, всю свою трудовую жизнь - свыше пятидесяти лет - посвятивший научно-педагогической деятельности.

А. И. Георгиевский родился 14(27) января 1904 года в семье священнослужителя Ильинской церкви, что в селе Черкизове под Москвой. Окончив Перервинское Духовное училище и единую трудовую школу в Москве, в 1922 году он поступил в Государственный Институт слова. Окончив институт, был утвержден кандидатом словесных наук и преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях Москвы.

В 1943 году, когда Московский Патриархат начал работу по возрождению Духовных школ, А. И. Георгиевский был одним из первых, кто вошел в состав Комиссии по подготовке к открытию Московских Духовных школ. В 1944 году был назначен доцентом кафедры литургики и ученым секретарем Богословского института, реорганизованного в 1946 году в Московскую Духовную академию. Член Совета и Правления института, а затем академии со дня их организации.

В 1958 году Совет МДА удостоил А. И. Георгиевского звания профессора, а в 1974 году за большие заслуги перед Духовными школами и в связи с 70-летием - звания заслуженного профессора по кафедрам литургики и стилистики русского языка.

А. И. Георгиевский совмещал преподавательскую работу в академии с трудами в других учреждениях Московского Патриархата. С 1950 по 1953 год исполнял обязанности ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии», редактировал Православный церковный календарь, сборник «Богослужебные указания». С 1954 по 1959 год - член Отдела внешних церковных сношений.

От Московских Духовных школ избирался членом Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1945 и 1971 годов.

Широко известны работы А. И. Георгиевского, изданные Московской Патриархией. В 1951 году вышла его книга «Чинопоследование Божественной литургии», получившая высокую оценку в церковном мiре и переведенная на иностранные языки. Много его статей, преимущественно литургического содержания, опубликовано в «Журнале Московской Патриархии», в сборнике «Богословские труды», в зарубежных церковных периодических изданиях.

Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника - «Пасха» (с древнееврейского - переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…», - воспевал боговдохновенный поэт святой .

Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения.

Богослужение кануна праздника - Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения.

В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого , после входа с Евангелием и пения «Свете Тихий…», читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий . После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паримий - «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении.

Пение за литургией вместо «Трисвятаго» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола (), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

Перед чтением Евангелия, во время пения, вместо «Аллилуия», стиха 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», содержащего пророчество о силе Воскресшего Господа, и пения других стихов этого псалма священнослужители переоблачаются из темных облачений в светлые (белые), чтобы принять в свои сердца и сердца молящихся радостное евангельское благовестие о Воскресении Христовом () в светлых облачениях, подобно первым свидетелям и вестникам Воскресения Христова - святым ангелам, явившимся во Гробе Господа, вид которых «был, как молния, и одежда бела, как снег». Темные одежды снимаются также с престола, жертвенника и аналоев, чтобы ко времени чтения Евангелия все было облачено в светлые одеяния.

Вместо «Херувимской» поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча…», в которой раскрывается таинственный смысл совершаемого великого входа около Плащаницы. Святая внушает верующим сомкнуть свои греховные уста, отложить все земное и помышлять о «Царе царствующих и Господе господствующих», давшем Себя «в снедь верным». Сам Он после добровольных Крестных страданий ради вечного спасения людей теперь «плотию субботствует».

Задостойник «О Тебе радуется…» заменяется пением ирмоса 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». В этом песнопении, так же как и в словах причастна: «Воста, яко спя, Господь и воскресе спасаяй нас», виден переход от состояния уничижения Господа к радости Его Востания из Гроба.

Согласно древнему обычаю, для подкрепления сил молящихся по отпусте литургии (так по Уставу) положено совершать освящение хлебов и вина и раздавать хлеб остающимся в храме до наступления пасхального торжества.

Далее священным приготовлением к встрече Светлого Дня Пасхи является благоговейное слушание до предпразднственной полунощницы чтения книги Деяний апостольских, в которой засвидетельствована истина Воскресения Христова.

Богослужение Светлого Праздника начинается последованием полунощницы, на которой поется канон Великой Субботы «Волною морскою…». Однако скорбь от переживания Страстей Христовых при пении этого канона в Субботу на утрени здесь постепенно ослабляется и переходит в радостное ожидание Воскресения Христова.

Во время пения «Не рыдай Мене, Мати…» открываются царские врата, через которые священнослужители исходят из алтаря к Плащанице, совершают каждение ее и при пении слов: «Востану бо и прославлюся…» - вносят Плащаницу на своих главах в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются, и полагают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

В полночь, в ожидании наступления священной минуты Воскресения Христова, священнослужители в алтаре в полном праздничном светлом облачении, с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами стоят в молитвенной сосредоточенности. Настоятель, держа в левой руке пасхальный трисвещник с Крестом, а в правой - кадило, наполненное фимиамом (благоуханием), совершает с диаконом, держащим в руке пасхальную свечу, каждение Престола. В это время все молящиеся зажигают свечи и с благоговением слушают пение священнослужителей, доносящееся из закрытого алтаря, который знаменует Небо: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли, сподоби чистым сердцем Тебе славити». Священнослужители во второй раз поют эти слова тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат - в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле.

Открываются царские врата, и священнослужители исходят из алтаря с пением в третий раз: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех», а хор от лица молящихся продолжает: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Начинается трезвон.

Крестный ход выходит из храма через западные двери и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом. Трезвон в это время прекращается. Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, вместе с духовенством поет трижды всерадостный тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

В этом тропаре содержится основная мысль Праздника, что Христос воскрес, Своею смертию попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни.

Вслед за настоятелем хор трижды повторяет: «Христос воскресе…»

Священнослужители пением стихов псалма пророка Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» - трогательно выражают крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе…» как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная.

Далее, можно сказать, ветхозаветные праведники исповедуют исполнение своих ожиданий через пение священнослужителями «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», на что певцы и верующие с еще большим воодушевлением отвечают: «И сущим во гробех живот даровав». Открываются двери храма, который оглашается пением «Христос воскресе…». Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы - в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.

Диакон с амвона произносит великую ектению, держа возжженную свечу, как и во время всех других ектений. Молящиеся также стоят со свечами - в знак пламенеющей любви к Воскресшему Господу.

За великой ектенией непосредственно поется пасхальный канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе…». Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому и, согласно с высокими мыслями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.

Каждую песнь канона начинают петь священнослужители в алтаре. Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!»

Есть обычай, согласно которому священнослужители перед выходом на каждение переоблачаются в знак радости о Воскресшем Господе.

Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасителя.

В песнопении ипакои : «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от Гроба, слышаху от ангела…» - повествуется о том, как жены-мироносицы узнали о Воскресении Господа.

В кондаке праздника: «Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне…» - кратко излагается само событие Воскресения Христова, а в икосе: «Еже прежде солнца…» - свидетельствуется о переживаниях святых жен-мироносиц в Святую ночь.

После 8-й песни канона, заканчивающейся прославлением Святой Троицы, диакон, держа свечу и кадило, возглашает на солее перед иконой Богоматери припев 9-й песни: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца» - и совершает, во образ ангела, каждение, приветствуя молящихся: «Христос воскресе!» А хор в это время поет ирмос и самую ангельскую пасхальную песнь Богородице: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый. Людие, веселитеся!»

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув, яко мертв…» - изъясняет, что Господь Иисус Христос Своим тридневным Воскресением упразднил смерть. Поэтому смерть называется у христиан сном или упокоением.

Во время пения стихир Пасхи: «Воскресения день! И просветимся торжеством…» - при словах: «…и друг друга обымем! Рцем: братие!..» - священнослужители в подражание ученикам Христовым () радостно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

После христосования священнослужителей пасхальные приветствия становятся всеобщими. Они сопровождаются взаимным троекратным целованием друг друга в духе любви Христовой как выражение примирения, любви и истинной радости о вечном спасении. Кроме того, при приветствии в знак Воскресения Господа из Гроба принято дарить друг другу красные яйца, ибо яйцо служит для христиан символом воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта, как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая, вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

Начало дарения красных яиц, как и пасхальные приветствия, восходит к апостольским временам.

Церковное Предание повествует, что святая Мария Магдалина, явившись по Вознесении Господнем в Рим к императору Тиверию, вручила ему красное яйцо со словами: «Христос воскресе!» - и таким образом начала проповедь о Христе Распятом и Воскресшем.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины первые христиане при пасхальном приветствии, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Спасителя, также дарили друг другу красные яйца. Этот обычай свято соблюдается в Православной Церкви.

В конце Светлой утрени Святая словами замечательного по глубине мысли и силе чувства Огласительного Слова на Святую Пасху святого призывает всех насладиться настоящим светлым торжеством веры и войти в радость Господа Воскресшего.

К Огласительному Cлову Святая Церковь присоединяет пение тропаря великому вселенскому учителю святому у в благодарственное прославление его памяти за святительские труды его.

В заключительной части Светлой утрени, в праздничном отпусте: «Христос, воскресый из мертвых…», который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетнах поется первый час, который, как и другие пасхальные часы, состоит из песнопений, прославляющих Святую Пасху.

Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные часы и литургия по чину святого .

По начальном литургийном возгласе: «Благословено Царство…» - священнослужители поют: «Христос воскресе…» - и стихи: «Да воскреснет Бог…», возвещая этим радостным песнопением, что литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет само событие Воскресения Христова.

При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

Впении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (), «Боже, ущедри ны и благослови ны…» (), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога…» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» читается Апостол из книги Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам.

Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог…» Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском , на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мiра, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца.

По древней практике Русской Церкви, Евангелие на литургии первого Дня Пасхи читается на разных языках - в знак того, что Воскресение Христово проповедуется всем народам мiра.

Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости.

К особенностям службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» - с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…» - и многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых», который поется вместо «Благословен Грядый…», «Видехом Свет истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне…», «Благословлю Господа…» и во время причащения мирян.

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, именуемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Обычай освящать артос сохраняется в Церкви от святых апостолов, которые по Вознесении Господа от земли на Небо, каждый раз собираясь на общую трапезу, в воспоминание о явлениях и действиях Воскресшего Учителя оставляли первое место незанятым и полагали перед ним хлеб - в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует и благословляет их трапезу.

В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и болезни, о даровании здравия вкушающим святой артос .

Артос остается в храме на аналое в течение всей Светлой седмицы в воспоминание тех чудесных явлений Воскресшего Господа, свидетелями и очевидцами которых были апостолы, а также в знак невидимого присутствия среди верующих Воскресшего Господа.

В заключение пасхальной литургии священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет первую половину тропаря «Христос воскресе…», а хор заканчивает: «И сущим во гробех…»

Далее священник произносит праздничный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых…», и заканчивает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (трижды): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (трижды): «Христос воскресе…» (быстрым напевом) - и заканчивает: «И нам дарова живот вечный; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под торжественный колокольный звон верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном восторге приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

В Великую Субботу, на утрени и вечерне с литургией святого , пред святой Плащаницей произносятся ектении, читаются входные молитвы к литургии, паримии, Апостол и Евангелие, совершаются малый – с Евангелием и великий – с Дарами вход, читается заамвонная молитва. Только причащение народа бывает, как обычно, на солее чести ради Святых Христовых Таин. На солее совершается и освящение хлебов и вина.

Латинском.

В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и раздается для вкушения верующим. Верующие, получив артос, хранят его и вкушают с величайшим благоговением.

Журнал Московской Патриархии, No 4-5 за 1996 год.

Случайные статьи

Вверх